Дети не играют на улице: почему это проблема, и чем заняться на свежем воздухе
9 апреля 2025
Помните, как в детстве при каждом удобном случае бежали на улицу? Зимой — играть в снежки и кататься с горки, осенью — мерить глубину луж в резиновых сапогах, весной — пускать кораблик по ручейкам. Сначала поймать, а затем заставить ребенка летом зайти домой, чтобы хотя бы поесть, — задача была почти невыполнимая.
По сравнению со своими родителями нынешние дети стали гораздо меньше играть вне дома. Это повод бить тревогу: свободная игра, особенно на открытом пространстве, необходима для правильного и гармоничного развития. В этой статье поговорим о том, как вышло, что дети больше не гуляют, почему отсутствие игр на улице — проблема, а также предложим варианты, чем детям заняться на свежем воздухе.
Почему дети почти не играют на улице
Гуляя по городу, часто видишь полупустые дворы, детские площадки и скверы. Мир изменился — с этим сложно спорить. Дети почти не играют на улице и проводят все больше времени дома. Вот возможные причины для этого.
- Цифровизация жизни. Развитие технологий в глобальном смысле — это, безусловно, благо. Но, к сожалению, у диджитализации есть и обратная сторона. Телевизор, планшет, смартфон — сегодня дети получают доступ к источникам легкого дофамина слишком рано. Если этот доступ не ограничивать, наступает зависимость, и тогда ребенку уже не до уличных игр. Подробнее о вреде гаджетов для детей мы писали ранее в блоге.
- Насыщенный график. Многие родители в попытках всесторонне развить ребенка наполняют его распорядок дня кружками, дополнительными занятиями, тренировками. Перегрузка, перманентная физическая усталость и банальное отсутствие лишнего часа в сутках не оставляют шанса на свободную игру во дворе.Эта тенденция, к сожалению, поддерживается и образовательными учреждениями. В отчете комиссии по развитию игры «Raising the Nation» проанализировали опросы за 1995, 2006, 2017 и 2021 годы и пришли к выводу, что за последние 25 лет в школьном расписании значительно сократилось время для перерывов и свободной игры.
- Чрезмерная опека. Родителям сейчас попросту страшно отпускать ребенка играть со сверстниками одного. Ужасные истории, которые мы слышим отовсюду, только усиливают родительскую тревожность. Трудно сказать, стал ли мир опаснее, чем пару десятков лет назад, или это когнитивное искажение из-за доступа к обилию информации, который мы получили. Но в итоге это мешает ребенку исследовать мир.
Почему такие изменения — повод для беспокойства?
Почему отсутствие игр на улице — проблема?
Свободная игра, в том числе игра на улице — важнейшее условия для полноценного развития ребенка. Это самый простой и естественный способ изучения и познания мира. Подумайте, что лучше — прочитать в книге о том, как ведет себя белка, или понаблюдать за ней в парке собственными глазами? Послушать подкаст о физике для детей или увидеть, как меняется величина брызг в зависимости от размера и веса камня, брошенного в лужу? Ответ очевиден.
При этом самой полезной для ребенкой игрой является именно самостоятельная игра — self-controlled и self-directed — самоконтролируемая и самоуправляемая. Такой игрой не руководит родитель и даже не принимает в ней участия.
Игра — это мультисенсорная деятельность. Играя, особенно вне дома, ребенок воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств. Поэтому, учитывая, что дети не играют на улице, нейропсихологи воспроизводят уличные активности на занятиях сенсорной интеграции.
Кроме очевидных плюсов (физической активности и развития, необходимых каждому ребенку), игра улучшает память и формирует навыки решения проблем и конфликтов, развивает социальные навыки, такие как саморегуляция и умение сотрудничать, улучшает психическое здоровье, а также повышает готовность к школе и обучению.
Одно из исследований доказало связь игр на воздухе и исполнительных функций, связанных с управлением поведением, включая саморегуляцию и самоконтроль, навыки организации и планирования, адаптации к новому. По результатам исследования, дети были более внимательны на занятиях после игр на свежем воздухе по сравнению с играми в помещении. Участие в играх на свежем воздухе, которые предоставляют возможности для свободы и физической активности, помогает детям сохранить контроль над своим поведением, когда они возвращаются в среду с более высокими нормативными требованиями.
Чем заняться на свежем воздухе? 5 идей
Если ваши дети не играют на улице, попробуйте заинтересовать их. Предлагаем научить их играть в игры, в которые вы сами играли в детстве.
- «Вышибалы». Отличная тренировка ловкости и координации. Два игрока встают друг напротив друга, между ними еще один или несколько игроков, которых нужно «выбить» мячом.
- «Салочки». Всем знакомая простая игра без какой-либо атрибутики. Игроки по очереди пытаются догнать друг друга и «осалить». Альтернатива — «Выше ножки от земли» — те же салочки, но защитить себя можно, если залезть на дерево, пенек, повиснуть на брусьях — то есть не касаться земли.
- «Чехарда» — ребята по очереди прыгают через игроков, стоящих в согнутом положении. Игра тоже развивает ловкость и координацию, а еще это очень весело!
- «Резиночки». Скорее, девичья игра, но и мальчики могут в ней себя попробовать. Два участника держат резиночку, через которую прыгает третий, причем у прыжков разные сложность и высота.
- «Горячая картошка». Стоя в кругу, игроки бросают друг другу мяч. Это игра на скорость: «горячую картошку» нельзя держать слишком долго, ведь никто не хочет обжечься. Если игрок роняет или не успевает поймать мяч, он садится в центр круга. Чтобы вернуться на свое место, нужно, не вставая, поймать мяч, пролетающий сверху, и тогда уже в круг садится тот, кто бросил этот мяч.
Отсутствие игр на свежем воздухе негативно влияет на развитие нервной системы, приводит к нарушению когнитивных функций и трудностям в школе и повседневной жизни.
В школе «Классный Проект» мы возвращаем популярность забытых уличных игр. В программе дополнительного образования у нас даже есть кружок, где ребята играют именно в дворовые игры.
Приходите на экскурсию, чтобы узнать больше о нашей школе. Записаться можно в форме ниже.