Что такое деятельностный подход в обучении и каким может быть продолжение системы развивающего обучения в средней и старшей школе?
5 августа 2024
Образование перестает быть простой передачей знаний, когда оно становится живым процессом, в котором учителя и ученики участвуют одинаково активно. Деятельностный подход в обучении опирается на идеи известных педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Он переворачивает классику: вместо передачи детям готовых знаний в нем преподаватели поощряют детей совершать открытия и добывать знания самостоятельно.
В статье расскажем подробнее о деятельностном подходе в образовании, его принципах и о том, каким может быть продолжение системы развивающего обучения в средней и старшей школе.
Деятельностный подход в обучении. Что это такое?
В центре деятельностного подхода находится идея о том, что обучение наиболее эффективно, когда его часть — активное участие учеников в практической, творческой и исследовательской работе. Суть деятельностного подхода — в трансформации ученика из пассивного получателя информации в активного участника образовательного процесса.
Ученик становится исследователем, экспериментатором и создателем, погружается в реальные задачи и проекты, которые требуют применения знаний из различных дисциплин. Такой подход развивает критическое мышление, самостоятельность, ответственность и умение работать в команде.
Важная характеристика деятельностного подхода — его ориентированность на результат. Учебный процесс строится так, чтобы учащиеся видели плоды своих усилий, будь то проект, исследование, художественное произведение или техническое изобретение. Это поддерживает мотивацию студентов и придает образовательному процессу значимость.
Преподаватель в деятельностном подходе выступает не столько источником знаний, сколько наставником. Он учит ребятам исследовать, решать задачи и рефлексировать над собственным обучением. Он создает условия для самостоятельной работы студентов и дает им инструменты для развития навыков, необходимых в современном мире.
Деятельностный подход в обучении также считает очень важными индивидуальные особенности и таланты каждого ученика. Чтобы каждый раскрыл свой потенциал, нужна гибкая образовательная среда, которая адаптируется к разным стилям и темпам обучения.
Система развивающего обучения и варианты ее продолжения в средней и старшей школе
Деятельностный подход в обучении опирается на систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В этой системе преподаватель вовлекает учеников в различные виды деятельности: дидактические игры, дискуссии, упражнения, направленные на развитие творческого воображения, мышления, памяти, речи. Таким образом ученики готовятся не только к дальнейшему самостоятельному обучению, но и к независимости в повседневной жизни.
Обучение по методике Эльконина-Давыдова проходит в начальных классах частных школ. Система развивающего обучения не применяется в старших классах в чистом виде. Однако некоторые нестандартные методы РО можно реализовать и за пределами начальной школы. Рассказываем о трех таких методах.
Проблемно-ориентированное обучение — Problem Based Learning
Это методика, которая развивает аналитические и исследовательские навыки детей через решение реальных, практических проблем. В таком классе традиционные лекции уступают место дискуссиям и коллаборативной работе. Ученики действуют как эксперты: исследуют ситуации, выявляют проблемы и разрабатывают варианты их решения. Преподаватель-наставник поддерживает процесс обучения и направляет дискуссии. Такой подход формирует глубокое понимание предмета и развивает критическое мышление.
Например, в классе биологии учитель предлагает ученикам изучить вспышку неизвестного заболевания в вымышленном городе. Задача ребят — провести эпидемиологическое исследование, собрать и проанализировать данные, чтобы определить источник и пути распространения инфекции. В процессе этого проекта ученики учатся работать с научными методами, анализировать статистические данные и разрабатывать стратегии борьбы с болезнями.
Проектно-ориентированное обучение — Project Based Learning
Проектно-ориентированное обучение основано на работе с проектами. В них нужно применять знания из различных дисциплин, чтобы создать конечный продукт или решить сложную задачу. Проекты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Они включают в себя элементы исследования, планирования, сотрудничества и публичной презентации результатов. Эта методика развивает у детей навыки тайм-менеджмента, коммуникации и лидерства, а также помогает глубже усваивать учебный материал.
Пример учебного проекта — задание в курсе обществознания, где дети создают макет устойчивого города будущего. В процессе работы над проектом ребята изучают экологию, экономику, социальную структуру и технологии. Они планируют городские пространства, разрабатывают системы управления отходами и источники энергии, обсуждают социальную справедливость и экономическую устойчивость. Проект завершается презентацией модели и отчета о проделанной работе.
Перевернутый класс — Flipped Classroom
Формат перевернутого класса отличается от традиционного обучения тем, что перемещает передачу информации за пределы классной комнаты и освобождает время на уроке для углубленной работы над материалом. В домашних условиях ученики знакомятся с новыми понятиями через видеолекции и онлайн-материалы, а классное время используется для практических заданий, дискуссий и решения задач под прямым руководством учителя.
Проиллюстрируем формат перевернутого класса на примере урока математики. Ребенок получает тематическую траекторию освоения предмета на ближайший месяц. Также в его распоряжении банк данных с верифицированными видео и учебниками. Задача ученика при этом — добыть информацию из нескольких источников, зная тему. Урок по этой теме начинается с того, что дети задают преподавателю вопросы, ответы на которые они не смогли найти самостоятельно.
В ходе дискуссии учитель должен убедиться, что дети поняли тему. После этого большая часть времени отводится на решение задач по этой же теме с поддержкой учителя, что позволяет студентам углубить и закрепить понимание материала. Ключевой момент такого подхода в том, что сначала ребенок пробует разобраться сам, затем приходит к преподавателю, беседует с ним, как с экспертом, и получает задание на отработку полученного умения в навык. Поработав над заданием самостоятельно, ученик снова может вернуться к учителю и задать новые вопросы, если они появились.
Деятельностный подход в обучении — как еще реализовать?
Дети не всегда оказываются в полноценной системе развивающего обучения, особенно в средней и старшей школе. В таком случае можно обратиться к инструментам, которые активизируют деятельность ребенка в своем образовательном процессе. Рассказываем о некоторых из них.
- Проектная деятельность. Проектное обучение в средней и старшей школе позволяет ученикам применять знания на практике, решать реальные задачи. Это развивает критическое мышление, креативность и навыки сотрудничества.
- Технологии и цифровые платформы. Современные цифровые инструменты и образовательные платформы дают ресурсы для углубленного изучения предметов. Интерактивные материалы стимулируют интерес и мотивируют к самостоятельному обучению.
- Исследовательские программы. Участие в исследовательских проектах и научных конференциях учит анализировать, проводить эксперименты и презентовать результаты. Это особенно полезно для старшеклассников, которые готовятся к поступлению в ВУЗы.
- Система портфолио. Создание и ведение индивидуальных портфолио позволяет учащимся отслеживать свой прогресс и достижения, демонстрирует владение навыками в различных сферах.
- Нестандарные методы обучения. Дискуссии, ролевые игры, дебаты развивают навыки критического мышления, публичных выступлений и работы в команде.
- Творческие лаборатории и мастерские. Организация специальных творческих пространств, где ученики экспериментируют и создают проекты в области искусства, науки и технологий, обогащает образовательный опыт.
- Личностно-ориентированный подход. Учителя могут адаптировать обучение под индивидуальные потребности и интересы детей, предоставить им возможность выбирать темы для исследования и проектов. Свобода выбора мотивирует к более глубокому и заинтересованному обучению.
- Взаимодействие с внешним миром. Практика и стажировки, сотрудничество с местными предприятиями и организациями позволяют ребятам погрузиться в реальные жизненные ситуации и применить полученные в школе знания и навыки.
Деятельностный подход в обучении позволяет превратить образовательный процесс в более интересный, результативный и практический. Этот подход формирует не только предметные знания, но и, что столь же важно, универсальные навыки, необходимые каждому человеку.
В школе «Классный Проект» мы успешно применяем деятельностный подход и строим нашу образовательную программу на базе системы развивающего обучения. Это помогает нам воспитывать свободные личности, которые умеют учиться, мыслить, делать выбор, адаптироваться к изменениям и следовать зову сердца.
Приходите на экскурсию в нашу школу, чтобы узнать подробнее о развивающем обучении.