Дополнительный набор в 2-4 классы.

Записаться

Принципы Монтессори: плюсы и минусы подхода


Программа обучения в детском саду «Классного проекта» построена на системе, которую предложила итальянский врач и педагог Мария Монтессори.

В начале XX века она работала в психиатрической больнице с детьми с особенностями развития, а позже основала первый «Дом ребенка», где продолжила разрабатывать свою методику обучения.

Чтобы разобраться в принципах Монтессори, подготовили материал с его основными особенностями, а также с плюсами и минусами системы.

Особенности монтессори-метода

Основное утверждение метода — «Помоги мне сделать самому». Обучение происходит в специально подготовленной насыщенной среде под наблюдением взрослого.

В образовательном процессе ведущую роль занимает ребенок: именно он точно знает, развитие какого навыка ему наиболее актуально в этот момент. Задача наставника — при необходимости помочь и придать нужный импульс.

Обучение строится на понятии сензитивных периодов. Это промежуток времени, в который ребенок эффективнее всего может развить определенный навык. Монтессори выделяла шесть периодов: восприятие порядка, сенсорное развитие, развитие речи, развитие движений и действий, развитие мелкой моторики, социальные навыки.

На занятиях детям не ставят оценки в классическом понимании. Педагог оценивает навык как «освоил — не освоил». Он определяет обязательный набор знаний, умений и навыков и вместе с ребенком следит, чтобы все навыки были проработаны.

Основные принципы Монтессори

Каждый ребенок развивается в своем темпе

Каждый проходит сензитивные периоды в своем темпе. Важно, чтобы для развития определенного навыка дозрели физиология и психика, иначе процесс обучения окажется тяжелым и неинтересным.

Важность обучающей среды

Класс разделен на несколько зон: зона развития крупной моторики, упражнений в практической жизни (кулинария, стирка, глажка, пришивание пуговиц, чистка обуви и так далее), зона развития речи, зона математики, зона развития мелкой моторики, зона сенсорики.

Для ребенка в любой момент доступны все свободные материалы. Их достаточно много, чтобы было из чего выбрать, но не чересчур, чтобы дать возможность сделать посильный выбор и не создать ситуацию гипермотивации.

Одна из задач педагога — выставить среду так, чтобы она максимально отвечала текущим потребностям детей. Развиваются дети — меняется обстановка в классе.

Ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься

Кто-то хочет считать, а кто-то — мыть посуду. В отличие от взрослых, дети слышат свое внутреннее «хочу» и делают то, что им сейчас важнее и интереснее. При этом среди монтессори-материалов нет ничего яркого, кричащего и привлекающего к себе внимание, заглушающего внутренний голос.

«Делай что хочешь, но не мешай другим»

Один из принципов Монтессори — развить навык экологичного сосуществования в обществе непохожих друг на друга людей: ребенок может делать что хочет, но ему нельзя отвлекать других детей и вмешиваться в их работу без разрешения. Поработав с тем или иным развивающим материалом, дети обязательно его убирают и приводят в изначальное состояние, чтобы им смогли воспользоваться другие.

Педагог для ребенка, а не ребенок для педагога

Задача взрослого в монтессори-обучении — заинтересовать, мягко направить, создать условия для получения новых знаний и навыков. Наблюдать, исходя из полученных наблюдений определять зону ближайшего развития ребенка и выстраивать среду так, чтобы поддерживать маленького исследователя в его занятиях.

Разновозрастные группы

Малыши тянутся за старшими, старшие учатся быть бережными, заботливыми и авторитетными. Вместе ребята привыкают, что все люди абсолютно разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Это дает почву для инклюзии: появление в группе еще одного «другого» человека не вызывает излишних вопросов и тревог.

Плюсы и минусы метода Монтессори

У любого метода обучения есть преимущества и недостатки.

Плюсы:

  • ребенок учится в своем темпе без соревнований со сверстниками и обязательной программы;
  • на занятиях не бывает скучно, так как дети занимаются тем, что им нравится;
  • ребенок всегда знает, чем себя занять;
  • метод хорошо развивает бытовые навыки;
  • ребенок уважает личные границы и потребности других людей.

Минусы:

  • после монтессори-класса детям бывает трудно перестроится на традиционную образовательную систему. Подробно про адаптацию ребенка к школе рассказали в статье;
  • возможны сложности в общении с другими детьми, так как система не затрагивает ролевые игры;
  • дорогостоящие пособия для обучения, которые должны быть разнообразными, интересными и подходящими для разных возрастов;
  • среду монтессори-класса сложно повторить дома;
  • разное качество подготовки специалистов из-за популярности метода.

В «Классном проекте» работают дипломированные монтессори-педагоги, учителя английского языка и дополнительного образования. Средний стаж основных учителей и педагогов превышает 15 лет. Ранее мы писали, какие критерии нужно учесть при выборе школы, и профессионализм педагогов — один из них.

Согласно принципам Монтессори, в школе работают психолог и нейропсихолог. Занятия с этими специалистами включены в обязательную программу детского сада.

Запишитесь на экскурсию в форме ниже, чтобы узнать, как устроено монтессори-обучение в детском саду «Классного проекта».

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)