Принципы Монтессори: плюсы и минусы подхода
14 июля 2023
Программа обучения в детском саду «Классного проекта» построена на системе, которую предложила итальянский врач и педагог Мария Монтессори.
В начале XX века она работала в психиатрической больнице с детьми с особенностями развития, а позже основала первый «Дом ребенка», где продолжила разрабатывать свою методику обучения.
Чтобы разобраться в принципах Монтессори, подготовили материал с его основными особенностями, а также с плюсами и минусами системы.
Особенности монтессори-метода
Основное утверждение метода — «Помоги мне сделать самому». Обучение происходит в специально подготовленной насыщенной среде под наблюдением взрослого.
В образовательном процессе ведущую роль занимает ребенок: именно он точно знает, развитие какого навыка ему наиболее актуально в этот момент. Задача наставника — при необходимости помочь и придать нужный импульс.
Обучение строится на понятии сензитивных периодов. Это промежуток времени, в который ребенок эффективнее всего может развить определенный навык. Монтессори выделяла шесть периодов: восприятие порядка, сенсорное развитие, развитие речи, развитие движений и действий, развитие мелкой моторики, социальные навыки.
На занятиях детям не ставят оценки в классическом понимании. Педагог оценивает навык как «освоил — не освоил». Он определяет обязательный набор знаний, умений и навыков и вместе с ребенком следит, чтобы все навыки были проработаны.
Основные принципы Монтессори
Каждый ребенок развивается в своем темпе
Каждый проходит сензитивные периоды в своем темпе. Важно, чтобы для развития определенного навыка дозрели физиология и психика, иначе процесс обучения окажется тяжелым и неинтересным.
Важность обучающей среды
Класс разделен на несколько зон: зона развития крупной моторики, упражнений в практической жизни (кулинария, стирка, глажка, пришивание пуговиц, чистка обуви и так далее), зона развития речи, зона математики, зона развития мелкой моторики, зона сенсорики.
Для ребенка в любой момент доступны все свободные материалы. Их достаточно много, чтобы было из чего выбрать, но не чересчур, чтобы дать возможность сделать посильный выбор и не создать ситуацию гипермотивации.
Одна из задач педагога — выставить среду так, чтобы она максимально отвечала текущим потребностям детей. Развиваются дети — меняется обстановка в классе.
Ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься
Кто-то хочет считать, а кто-то — мыть посуду. В отличие от взрослых, дети слышат свое внутреннее «хочу» и делают то, что им сейчас важнее и интереснее. При этом среди монтессори-материалов нет ничего яркого, кричащего и привлекающего к себе внимание, заглушающего внутренний голос.
«Делай что хочешь, но не мешай другим»
Один из принципов Монтессори — развить навык экологичного сосуществования в обществе непохожих друг на друга людей: ребенок может делать что хочет, но ему нельзя отвлекать других детей и вмешиваться в их работу без разрешения. Поработав с тем или иным развивающим материалом, дети обязательно его убирают и приводят в изначальное состояние, чтобы им смогли воспользоваться другие.
Педагог для ребенка, а не ребенок для педагога
Задача взрослого в монтессори-обучении — заинтересовать, мягко направить, создать условия для получения новых знаний и навыков. Наблюдать, исходя из полученных наблюдений определять зону ближайшего развития ребенка и выстраивать среду так, чтобы поддерживать маленького исследователя в его занятиях.
Разновозрастные группы
Малыши тянутся за старшими, старшие учатся быть бережными, заботливыми и авторитетными. Вместе ребята привыкают, что все люди абсолютно разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Это дает почву для инклюзии: появление в группе еще одного «другого» человека не вызывает излишних вопросов и тревог.
Плюсы и минусы метода Монтессори
У любого метода обучения есть преимущества и недостатки.
Плюсы:
- ребенок учится в своем темпе без соревнований со сверстниками и обязательной программы;
- на занятиях не бывает скучно, так как дети занимаются тем, что им нравится;
- ребенок всегда знает, чем себя занять;
- метод хорошо развивает бытовые навыки;
- ребенок уважает личные границы и потребности других людей.
Минусы:
- после монтессори-класса детям бывает трудно перестроится на традиционную образовательную систему. Подробно про адаптацию ребенка к школе рассказали в статье;
- возможны сложности в общении с другими детьми, так как система не затрагивает ролевые игры;
- дорогостоящие пособия для обучения, которые должны быть разнообразными, интересными и подходящими для разных возрастов;
- среду монтессори-класса сложно повторить дома;
- разное качество подготовки специалистов из-за популярности метода.
В «Классном проекте» работают дипломированные монтессори-педагоги, учителя английского языка и дополнительного образования. Средний стаж основных учителей и педагогов превышает 15 лет. Ранее мы писали, какие критерии нужно учесть при выборе школы, и профессионализм педагогов — один из них.
Согласно принципам Монтессори, в школе работают психолог и нейропсихолог. Занятия с этими специалистами включены в обязательную программу детского сада.
Запишитесь на экскурсию в форме ниже, чтобы узнать, как устроено монтессори-обучение в детском саду «Классного проекта».