Ребенок плохо читает: что делать и как помочь?
15 ноября 2024
В 2023 году компания Mediascope провела исследование Kids&Teens 2023 среди детей от 4 до 17 лет. Выяснилось, что самыми активными читателями являются дети от 6 до 8 лет — 84% опрошенных. При этом с возрастом процент читающих постепенно снижается: среди детей 9-11 лет читают 81%, в 12-13 лет — 72%, в 14-15 лет — 69%, а в 16-17 лет — 64%.
Зачастую любовь к чтению — это комплексная работа и родителей, и педагогов в школе. Но стоит ли бить тревогу, если ребенок в 5 лет плохо читает, или переставать с ним заниматься, если в школе он лучший по скорочтению? Все не так однозначно.
Ответить на этот вопрос развернуто помогло открытое мероприятие в «Классном Проекте». Перед родителями выступили эксперты: логопед-дефектолог Лариса Киль, нейропсихолог Юлия Осипова, а также учитель литературы и русского языка Марина Воронцова и учитель литературы Екатерина Соломатина. Собрали главные тезисы со встречи в этой статье.
Неумение читать в 5 лет — не показатель
По словам логопеда Ларисы Киль, если ребенок хорошо читает вслух и может пересказать смысл прочитанного — это не говорит о его умении осмысливать информацию и читать в полном его понимании. Так как он во время чтения о попросту слышит себя, поэтому может пересказать прочитанное. Напротив, если его попросить прочитать текст про себя, скорее всего, он не воспроизведет эту информацию.
Все из-за того, что в разные периоды жизни у ребенка формируются разные блоки мозга, благодаря которым он шаг за шагом осваивает чтение. Это не происходит одномоментно.
Выделяют 3 когнитивных блока:
1. Энергетический блок. Эта система обеспечивает энергетическую базу, необходимую для целенаправленной деятельности. Включается в работу еще внутриутробно, а когда ребенок рождается, у него этот блок сформирован почти на 75%. Полностью энергетический блок созревает к 2-3 годам.
2. Блок приема, переработки и хранения формируется от 3 до 7-8 лет. Это самый обширный блок и включает в себя работу нескольких структур головного мозга: переработку зрительной и зрительно-пространственной, слухоречевой и кинестетической информации. С помощью этого блока ребенок слышит, видит, запоминает и воспроизводит полученную информацию, а также способен проанализировать и сравнить ее с уже имеющимися данными.
3. Блок программирования, регуляции и контроля формируется от 7 до 15 лет. В этот период формируется серийная организация движений: ребенок учится проговаривать прочитанное вслух сначала по слогам, а позже целостными предложениями. Причем в этом блоке также активно задействована зрительная составляющая: с помощью глаз ребенок следит неотрывно за текстом.
То есть в зависимости от того, насколько хорошо развит у ребенка тот или иной блок, зависит и его умение читать и осмысливать информацию. Простыми словами:
— в 2 года ребенок может понять неверно произнесенный звук у взрослых, но распознать у себя пока не может;
— в 3 года малыш уже способен распознать, неверно ли он произнес звук сам;
— в 4 года он различает сходные фонемы на слух;
— в 5 лет может определить, какие слова идут друг за другом и какие звуки есть в слове.
Что делает школа?
Мы в «Классном Проекте» за мягкое и постепенное развитие ребенка. И лучший способ привить ему любовь к чтению — это погрузить его в эту атмосферу. Со своей стороны мы делаем все возможное.
Например, на старте занятий, когда ребенок еще только учится читать, мы делаем это плавно: проводим гимнастику для глаз, чтобы малыш не терял строчку при чтении, водим пальчиком по строчке, неспеша читаем букву за буквой.
Когда ребенок еще маленький и читает плохо, он должен читать текст не менее 5 раз. Текст должен быть небольшой с крупными буквами. А прочитать его нужно до тех пор, пока не получится прочитать «по-взрослому».
Помимо фишек в обучении, мы также встраиваем обучение в культурную составляющую. Например, устраиваем соответствующие мероприятия, такие как «Литературная гостиная». Там дети рассказывают выученные стихотворения, разыгрывают сценки и знакомятся с новыми произведениями в игровой форме.
Кроме того, воспитанники «Классного Проекта» проходят диагностику у логопеда и нейропсихолога в начале года и по запросу учителей или родителей. Также педагоги активно следят за успеваемостью детей и, в случае каких-либо замечаний в развитии ребенка, подключаются и передают информацию специалистам.
Мы также учитываем, что могут быть «откаты» на фоне семейных обстоятельств. В этом случае мы работаем комплексно с семьей и предлагаем пути решения.
Самый важный критерий, по которому стоит бить тревогу — когда ребенок плохо читает во 2 классе. В таком случае в «Классном Проекте» проводим диагностику, чтобы выявить физиологические особенности.
Как может помочь родитель?
Чаще читать самому. Важно понимать: читающий родитель = читающий ребенок. Это происходит из-за того, что у них зеркальные нейроны, и дети на физиологическом уровне считывают поведение окружающих. И если родители читающие, то и ребенок сам будет проявлять интерес.
Читать классическую литературу. Словарный запас важно формировать еще в маленьком возрасте, и произведения классиков помогут детям развернуто и красноречиво формулировать свои ответы в дальнейшем.
Обсуждать с ребенком прочитанное. Попробуйте задать ему вопросы: а что ты прочитал, что думаешь об этом, как, на твой взгляд, мог бы развернуться сюжет, если бы все сложилось иначе? Порассуждайте над прочитанным и проигрывайте разные сценарии.
Чаще разговаривать с малышом. Дети в силу возраста кроме родителей больше нигде не могут услышать насыщенных предложений с грамотной речью. И, к сожалению, музыкальные колонки и мультфильмы этот пробел не смогут закрыть. Почаще общайтесь в детьми, спрашивайте, как прошел их день и наполняйте лексикон ребенка насыщенным словарным запасом.
Памятка для родителей
Наш логопед составила памятку, которая поможет ориентироваться родителям и снизить тревожность, если ребенок плохо читает или не овладел теми или иными навыками, как они ожидали.
Итак, на что стоит обратить внимание родителям перед овладением ребенком чтением и письмом?
- Обязательно проверьте слух и зрение, исключите нервно-мышечные и сосудистые нарушения.
- Обратите внимание, как ребенок слышит звуки окружающего мира может ли их различать и определить направление звука в пространстве.
- Может ли ребенок внимательно и спокойно слушать сказки, рассказы или сообщения. Способен ли их повторить, пересказать содержание и ответить на вопросы.
- Ребенок хорошо усвоил грамматические нормы родного языка и у него достаточный словарный запас, то есть может самостоятельно описать картинку и сформулировать связное высказывание.
- Ребенок правильно выговаривает все звуки, слоги и слова. Не искажает, не переставляет и не пропускает их.
- У ребенка сформировались пространственно-временные представления, то есть он знает последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток, использует в речи предлоги. Ориентируется ли в понятиях «право-лево», «верх-низ», «впереди-сзади» и другие.