Изучаем естественные науки вместе с Sciencely

Подробнее
Как эмоционально поддержать ребенка в процессе школьной жизни?

Саморегуляция у детей: как помочь в развитии этой черты?

Саморегуляция у детей — это способность управлять своими эмоциями, поведением и действиями, доводить начатое до конца без посторонней помощи. Этот навык необходим для формирования гармоничной и успешной личности. В этой статье поговорим о том, почему важно развивать саморегуляцию у детей, как и когда это делать.

Когда начинается полноценное развитие саморегуляции у ребенка

У ребенка мозг сформирован еще не так хорошо, как у взрослого, поэтому у детей до 6-7 лет не в полной мере развиты самоконтроль и саморегуляция. Это обусловлено развитием мозга: нейронные связи у дошкольников еще не сформированы в нужной мере. Но тем не менее, взрослым очень важно помогать ребенку развивать мозг и тренировать регуляцию и самоконтроль. Для этого необходимо, например, поддерживать ребенка в тех действиях, которые необходимо завершить или довести до конца, помнить о важности режима дня и правил, которые ребенок должен соблюдать, последовательности выполнения действий.

В дошкольном возрасте ребенку трудно регулировать эмоциональные реакции и поведение. Важная задача родителей в этот период — учить ребенка распознавать эмоции, называть ему эмоции, которые испытывают они сами и ребенок. Также следует рассказывать о том, как эти эмоции проявлять и проживать, как себя останавливать и как говорить о них. Все это необходимо для формировании саморегуляции в будущем.

Если же не уделять внимания развитию саморегуляции, ребенку будет сложно контролировать свои эмоции, доводить дела до конца и сохранять мотивацию. Со временем это может привести к трудностям в учебе, проблемам в общении и отсутствию стремления к развитию.

Как развивать саморегуляцию у детей? 5 советов

Развитие саморегуляции — процесс, который требует времени и системного подхода. Мы собрали 5 рекомендаций, которые будут полезны в этом процессе.

  1. Ставьте цели и планируйте. Учите ребенка ставить перед собой конкретные задачи. Например, «прочитать 10 страниц книги за вечер» или «убрать комнату за 20 минут». Важно объяснить, что каждая цель требует усилий, но в итоге приносит удовлетворение. Пусть выполнение чего-то трудного, но посильного войдет в привычку ребенка. Совместное планирование помогает ребенку научиться управлять своим временем и ресурсами. Составьте распорядок дня, где чередуются учеба, отдых и любимые занятия. Это полезно для формирования дисциплины и укрепления волевых качеств.
  2. Учите разбивать большую цель на несколько маленьких. Даже взрослый человек, не говоря уже о ребенке, может отказаться от большой цели и мечты, потому что она кажется чем-то непосильным и недостижимым. Но в итоге цели добивается тот, кто умеет разложить ее на атомы. Не стоит недооценивать маленькие шаги. Без них развитие саморегуляции и силы воли у ребенка невозможно. Успеха не достичь сиюминутно. Выигрывают те, кто выбирает регулярно и постепенно выполнять определенные действия, которые со временем приведут к желаемому.
  3. Играйте в игры на развитие самоконтроля. Помните знаменитый «зефирный» эксперимент, в котором дети получали два лакомства вместо одного, если ждали 15 минут? Этот эксперимент показал, что четырехлетки, которые смогли удержаться и не съесть сладость сразу, вырастали более уверенными в себе и волевыми. Практикуйте подобное со своим ребенком, чтобы он учился терпению. Соревнуйтесь: кто дольше выдержит и не засмеется? А кто доделает задание, ни на что не отвлекаясь? Для тренировки силы воли хороши также шахматы. Они развивают стратегическое мышление, сосредоточенность и умение принимать решения.
  4. Станьте примером волевого человека для ребенка. Дети учатся через подражание. Если родители демонстрируют саморегуляцию и силу воли в повседневной жизни — следят за режимом дня, выполняют обещания, справляются с трудностями, — ребенок автоматически перенимает эти качества. Помните, что если хотите научить чему-то ребенка, всегда начинайте с себя. Это универсальное правило, работающее в большинстве случаев.
  5. Хвалите и поддерживайте. Успехи ребенка, даже самые маленькие, важно отмечать. Похвала должна быть искренней и конкретной: «Ты отлично справился с заданием, потому что старался и не отвлекался!». Это укрепляет веру ребенка в свои силы. При этом важно хвалить именно за усилия, а не за врожденные таланты, так как это стимулирует ребенка браться за все более сложные задачи и развивает правильную мотивацию. О том, как хвалить ребенка и поддерживать, мы писали ранее в блоге.

Внешняя стимуляция и внутренняя мотивация

Гораздо привычнее учить детей через внешнюю мотивацию — когда за хорошо проделанную работу мы ставим хорошую оценку, дарим подарок или наклейку. Но во взрослой жизни куда важнее развивать внутреннюю мотивацию. Она стимулирует ребенка действовать не ради награды, а ради результата.

Чтобы сформировать внутреннюю мотивацию, говорите с ребенком, объясняйте, почему важно то, что он делает. Учеба нужна, чтобы узнать новое и стать умнее, а планирование — чтобы в будущем успевать балансировать между разными гранями жизни. Поощряйте самостоятельность. Давайте ребенку право выбора и ответственность за свои действия, чтобы во взрослом возрасте внутренняя мотивация была его постоянным двигателем. Добавим, что самый важный секрет мотивации ребенка — заинтересованность и мотивация родителя. Здесь, как и в формировании любого другого навыка, умения или черты характера ролевая модель в лице родителя играет критически важную роль.


Саморегуляция у детей — не врожденное качество. Его можно и нужно развивать. В школе «Классный Проект» формирование этого навыка — одна из важных задач, ведь свою миссию мы видим в воспитании сильных и волевых личностей.

Приходите на экскурсию в «Классный Проект», чтобы узнать, как именно работает наша образовательная программа. Записаться можно в форме ниже.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)