Изучаем естественные науки вместе с Sciencely

Подробнее
Как эмоционально поддержать ребенка в процессе школьной жизни?

Критериальное оценивание в школе — что это и как работает на примере нашей частной школы

«Мой ребенок получает плохие оценки, что делать?»

«Моя дочь хватает двойки по невнимательности. Как мне реагировать?»

Одна из самых частых тревог родителей — успеваемость их детей. Согласно опросу Rambler&Co 57% взрослых считают важным контролировать успеваемость и постоянно следят за школьными дневниками детей, а 10% за плохие оценки ограничивают детей в развлечениях, например отменяют поездки на летних каникулах.

В итоге тревожность родителей перекладывается на состояние детей — и вот уже дети испытывают постоянный стресс из-за учебы и предстоящих экзаменов.

При этом, при попытке понять причины низкой успеваемости, оказывается, что ребенок проявил невнимательность или не смог решить задачу, споткнувшись на каком-то этапе. В итоге он получает двойку, краснеет при оглашении оценок, а потом скорбно идет домой. Смогла ли в этом случае школа объективно оценить его знания и замотивировать его на дальнейшее изучение предмета? К сожалению, нет.

Альтернатива привычной системе оценивания — критериальное оценивание или школа без оценок. Ниже расскажем, что это такое и какие есть плюсы у этой системы.

Что такое критериальное оценивание

Критериальное оценивание — оценка усвоения материала и выполнения задания по заранее установленным критериям, известным ученикам, родителям и педагогам, без отсылки на результаты других учеников.

В зарубежной практике такой вид оценивания был описан еще в 1988 году и активно продвигался в работах немецких и английских педагогов в 90-х годах XX века. Хотя упоминание о необходимости более полноценного анализа изучения предметов появилось раньше. Немецкий педагог Дистервег Адольф писал в 1956 году: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны».

Именно такой принцип и лежит в основе критериального оценивания — каждое задание разбивается на критерии оценки и дескрипторы.

Например, возьмем предмет геометрию. Критерий — умение вычислять длину биссектрисы. Дескрипторы к заданию: понимание определения биссектрисы, правильное построение биссектрисы на рисунке, знание формул, корректное вычисление. По каждому дескриптору ученику выставляются баллы или процент освоения материала — в зависимости от выбранной школой методики.

Важная часть внедрения критериального оценивания — прозрачность и понятность оценки для всех сторон процесса: учеников, преподавателей и родителей.

Плюсы критериального оценивания

Школа без привычных всем оценок — на первый взгляд звучит пугающе, словно знания ребенка невозможно будет зафиксировать. Но на самом деле критериальный подход дает лучшее понимание усвоения учениками материала и снимает возможный стресс.

Объективность

Критериальный подход в отличии от традиционного не отталкивается от общего уровня понимания предмета, который есть в классе. Петя не оценивается в зависимости от уровня Маши, а если Маша знает чуть хуже Софии — не значит, что им надо ставить разные оценки. Знания каждого ребенка анализируются по установленным критериями независимо от других.

Самооценивание

Иногда в графу оценки дескрипторов также добавляют самооценку — то, как ученик видит свой уровень освоения материала. Это важно для формирования здоровой оценки и анализа понимания материала. Даже без этой графы критериальный подход очень полезен для самоанализа — ребенок вместе с родителями и педагогами может отследить, что именно он не понимает в теме, что надо подучить и над чем поработать.

Прозрачность

Важно, чтобы все: педагоги, и родители, и дети — понимали и видели критерии и дескрипторы и могли изучить результаты. В традиционном подходе к оцениванию есть большие пробелы в понятности оценок — ребенок не ответил на пару вопросов, и вот ему уже поставили 3 балла. А что именно он не понял в теме, где его необходимо подтянуть — остается загадкой. Например, ученик не решил задачу по физике, итоговая оценка 3 за неверный ответ. Но проблема кроется не в знаниях законов физики и умении их применить, а в математических расчетах.

Адекватность восприятия оценивания

В критериальном оценивании отметка не становится наказанием, не формирует негативного образа двоечника. Невозможно поставить ученику низкий балл за плохое поведение или из-за субъективного отношения учителя. Так же и ребенок может понять, в чем именно отстает и не чувствовать несправедливости и непонимания, из-за которого он будет тревожиться и нервничать.

Частная школа «Классный проект» — школа без отметок, мы выбираем критериальное оценивание.

Покажем на примере: оценка практической работы по математике по линии «Сложение в столбик» оценивается по следующим критериям «Я могу»:

  • записывать числа разряд под разрядом
  • видеть переполнение разряда и переносить единицу в следующий разряд
  • выполнять само вычисление
  • уложиться в установленные 3 минуты

У каждого критерия есть максимальный балл. Мы даем ученику самому поставить себе оценку, а дальше оставляем графу для преподавателей.

Предположим, что ученик получил неверный ответ при сложении двух чисел. В традиционной системе оценивания он получил бы оценку 2, и было бы неясно, на каком этапе произошла ошибка.

В нашем случае мы можем разбить его решение на подзадачи и заметить, где у ребенка дефицит. Например, мы отметили, что разряды съехали — ученик записал сотни под тысячами. Но при этом посчитал он правильно, учитывая переполнение разрядов. Учитель оценивает: разрядность — 0%, правило переполнения разряда — 100%, вычисление — 100%, время — 100%.

Ребенок прекрасно считает, понимает правила, но не ориентируется на листе в клетке — и с этим можно работать с помощью специальных упражнений.

Когда учитель видит, на каком этапе возникли сложности, он может дать развивающие задания на конкретно это умение — усилить ту зону, в которой ребенок проявляет дефицит. При этом сам ученик и родители видят объективность оценивания и понимают, с чем нужно работать, какие у ребенка сложности.

Пример фрагмента оценочного листа в «Классном проекте»

Мы стремимся не просто поставить оценку — а помочь и научить. В «Классном проекте» убеждены, что критериальный подход к оцениванию позволяет наиболее объективно оценить знания ребенка, а самое главное найти слабые и сильные стороны в освоении предмета и отследить индивидуальную динамику развития каждого ученика.

Лучше познакомиться с нашей школой вы можете записавшись на экскурсию в форме ниже.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)