Записаться на день открытых дверей 10 июня

Записаться

Направляемая игра у дошкольников

Прямая инструкция, свободная игра, направляемая игра.

В дошкольном обучении часто противопоставляются два подхода: прямая инструкция и свободная игра. В первом случае, как следует из названия, преподаватель играет активную роль и является источником информации, в то время как учащиеся выступают в основном пассивными получателями.

Второй подход находится на противоположном  конце спектра - при нем дети самостоятельно выбирают фокус своей деятельности без какого-либо руководства со стороны воспитателя.

Оба этих подхода имеют определенный положительный эффект на обучение дошкольников. Так, например, свободная игра оказывает позитивный эффект на социальное и эмоциональные развитие (см. Pagani, Fitzpatrick, Archambault, & Janosz, 2010; Romano, Babchishin, Pagani,& Kohen, 2010; Singer & Singer, 1990) и связана с положительными результатами в изучении языка и развитием грамотности (например, Lillard et al., 2013; Neuman & Roskos, 1992).

Игровая деятельность является увлекательной, добровольной, гибкой, не имеет внешних целей, подразумевает активное вовлечение ребенка и часто содержит элемент притворства (Christie & Johnsen, 1983; Fisher, Hirsh-Pasek, Golinkoff, Singer, & Berk, 2011; Garvey, 1990; Hirsh-Pasek & Golinkoff, 2003; Hirsh-Pasek et al., 2009; Johnson, Christie, & Yawkey, 1999; Pellegrini, 2009; Sutton-Smith, 2001; Sutton-Smith & Kelly-Byrne, 1984).

Направляемая игра добавляет ко всему вышеперечисленному сконструированные педагогами образовательные цели, но при этом остается ориентированной на детей и направляется ими. В направляемой игре взрослые инициируют процесс обучения и несут ответственность за сохранение фокуса на поставленных целях. В то время как взрослые могут инициировать и структурировать  игру, дети самостоятельно направляют обучение в игровом контексте. Таким образом, направляемая игра ориентирована на ребенка и может проходить несколько путей в пределах игровой установки. В направляемой игре учителя имеют возможность углубить исследование и обучение детей, комментируя их открытия, играя вместе с ними, задавая открытые вопросы о том, что дети узнают или делают, или показывая такие возможности для исследования, с которыми учащиеся пока незнакомы (Ash & Wells, 2006; Berk & Winsler, 1995; Callanan & Braswell, 2006; Callanan & Oakes, 1992; Copple, Sigel, & Saunders, 1979; Rogoff, 2003). Направляемая игра всегда рассматривает ребенка как активного участника процесса обучения, а не просто “приёмника” информации.

При таком подходе фокус игры, обусловленный поставленными образовательными целями, будет более очевиден для детей, чем в контексте свободной игры, потому что взрослый помогает сосредоточиться на ключевых аспектах. С другой стороны, при направляемой игре ключевые понимания становятся более значимыми для обучающихся, чем в ситуациях непосредственного формального обучения, поскольку дети участвуют в процессе открытия, а не следуют инструкциям взрослым. Таким образом, при направляемой игре дети активно вовлечены в деятельность и заинтересованы в достижении значимых целей обучения (Chi, 2009; Honomichl & Chen, 2012). Ключевое различие между формальным обучением и направляемой игрой кроется в том, кто контролирует ситуацию и кто принимает решение о следующем шаге на пути открытия. Направляемая игра - это сотрудничество между педагогом и ребенком, причем интересы ребенка находятся на первом месте.  

Исследования показывают, что ученико-ориентированные педагогические методы, основанные на игровом обучении, приводят к высоким академическим успехам юных учащихся, в частности в обучении чтению и математике, и полученное в раннем возрасте преимущество сохраняется и в начальной школе (e.g.,Marcon, 1999, 2002; Stipek et al., 1998). Дети, обучающиеся в процессе направляемой игры показывают более высокую мотивацию учиться и желание идти в школу, чем контрольная группа (Hirsh-Pasek, 1991; Stipek et al., 1995). Помимо поощрения положительных результатов в академической сфере, педагогика, основанная на направляемой игре, оказывает позитивное влияние на социальное и эмоциональное развитие детей, приводя к лучшей регуляции эмоций, снижению уровня стресса (Burts et al., 1992), и проблемного поведения (Marcon, 1994, 1999, 2003). Недавние исследования показывают, что игровой подход к обучению может дополнительно стимулировать творческое мышление и способность решать проблемы (Fisher, Glazek et al., в процессе публикации).  

Направляемая игра побуждает детей к более гибкому и творческому взаимодействию и исследованию различных объектов и тем, чем прямая инструкция или свободная игра. Что интересно, верно и обратное: использование прямой инструкции при знакомстве ребенка с новой игрушкой или задачей ограничивает исследование и обучение - ребенок не будет самостоятельно пробовать альтернативные варинаты (Bonawitz et al., 2011).  

Ряд исследований свидетельствует о том, что дети, участвующие в учебных программах,основанных на принципах прямой инструкции, менее внимательные, у них выше уровень стресса, меньше уверенности в собственных способностях, она получают меньше удовольствия от сложных задач и демонстрируют меньший прогресса в конце года в двигательных, языковых и социальных навыках по сравнению со сверстниками в классах с игровым обучением. И эти недостатки сохраняются вплоть до начальной школы, что приводит к тому, что эти дети имеют более плохие привычки к учебе, более низкую академическую успеваемость и чаще отвлекаются, склонны к гиперактивности и более агрессивному выражению чувств (e.g., Burts et al., 1992;Hart et al., 1998; Hirsh-Pasek & Golinkoff, 2003; Singer & Singer, 2005).  

Лучше всего дети учатся в активной, провоцирующей интерес интерактивной среде (например, Chi, 2009), когда изучаемый ими материал имеет для них смысл (Hirsh-Pasek et al., 2009), когда они получают качественную своевременную обратную связь и отвечают на вопросы, стимулирующие дальнейшее исследование (Honomichl & Chen, 2012). Направляемая игра вовлекает учащихся в процесс исследования, ставя их интересы и потребности на первое место, предоставляя обратную связь и направления для развития, а также позволяя детям быть активными участниками процесса обучения. По существу, обучение через игру - это “сужение” фокуса игровой деятельности на тех аспектах игры, которые помогут учащимся развить навыки и получить знания и умения. Создавая среду, которая помогает детям сосредоточиться на тех элементах, которые имеют отношение к целям обучения, направляемая игра позволяет детям удержать внимание, что положительно сказывается на результатх обучения (Barr, Shuck, Salerno, Atkinson, & Linebarger, 2010; Chiong & DeLoache, in press; Parish-Morris, Hirsh-Pasek, Golinkoff, Collins & Mahajan, рецензируется; Uttal, Scudder, & DeLoache, 1997).  

Направляемая игра не может быть эффективной без соответствующей “мизансцены” - образовательной среды, которая побуждает детей использовать подходящие для ситуации  когнитивные инструменты. Взрослый создает пространство для конкретного игрового сценария, а ребенок направляет свое обучение в рамках данного пространства при поддержке взрослого. Благодаря этому, дети чувствуют себя достаточно комфортно, чтобы исследовать и спонтанно задавать вопросы, при этом оставаясь сфокусированными на целях обучения. Направляемая игра приглашает ребенка исследовать, а не диктует условия. Она создает естественную среду для открытия и обучения, при этом оставаясь увлекательной и творческой, а также создают позитивную образовательную среду, основанную на партнерстве и взаимном уважении.  

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропускать полезные статьи и новости

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на получение email рассылок, содержащих информацию о новых статьях, новостях и предложениях о наборе на обучение

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)