Записаться на день открытых дверей 10 июня

Записаться

Новые тенденции в образовании

Система образования нуждается в изменениях. Поразмышляем об этом.

Педагоги и руководители образовательных учреждений во всем мире осознают, что система образования нуждается в изменениях. Структура, созданная несколько десятилетий назад, не соответствует современному контексту. В настоящее время наблюдается явное противоречие между нынешними практиками и системой образования, к которой мы стремимся. На мой взгляд, основными тенденциями современного образования являются:

- переход к ученико-ориентированному подходу,
- изменение роли учителя,
- развитие современных технологий и их интеграция в образование, а также ориентация на профессиональное развитие педагогов.

Новое видение процесса обучения находит отражение как в организации классных комнат, так и в структуре образовательных учреждений. Большинство школ сменили классные доски и учебники на интерактивные доски, планшеты, компьютеры, разнообразные цифровые средства для обучения. Все больше школ переходят от фронтальной работы за партой к обучению в малых группах, практическим занятиям и использованию учебных станций. При традиционной организации классной комнаты (ряды парт) в центре внимания находится педагог. Такая организация классной комнаты связана с авторитарным стилем преподавания и ориентированностью на учителя. В противовес этому, организация небольших рабочих групп обеспечивает устойчивое взаимодействие между учащимися и позволяет преподавателям выстроить отношения с учащимися и между ними, способствовать взаимному обучению детей и организовать дифференцированное обучение.

В своей статье Магрини предлагает педагогам рассмотреть альтернативные способы осмысления обучения и взглянуть на него с точки зрения целостного, многогранного и неделимого феномена, выходящего за рамки механического заучивания, превращая и понятие самой классной комнаты в экспериментальную среду, в которой ученики практикуются, достигают поставленных целей различными путями, мыслят по-разному, а оценивание учитывает как достижения, так и процесс обучения (Magrini, 2016).

Задача учителей подготовить детей к будущему, а не ориентироваться на реалии своих школьных лет. Мир непрерывно меняется, объем информации и ее доступность растут огромными темпами. 4,574 миллиона человек (58,7% мирового населения) имеют постоянный доступ к интернету (Internet World Status, 2020). Согласно данным Forbes от мая 2018 года, в среднем Google теперь обрабатывает более 40 000 запросов каждую секунду (3,5 миллиарда запросов в день) Сегодня эта цифра еще больше. Пора признать, что учитель не может дать детям всю необходимую информацию. Google сделает это быстрее, более подробно и более запоминающимся способом. Существует множество возможностей для онлайн-образования, таких как веб- и мобильные приложения, онлайн курсы, образовательные каналы YouTube и многое другое. Учителя перестали быть источниками информации. Наша новая задача стать наставником, образцом для подражания и советчиком для своих учеников, способствуя развитию социальных, мыслительных, исследовательских навыков, направляя социально-эмоциональное развитие детей, развивая установку на успех.  

Учителя - провокаторы,помогающие детям задаться вопросом, заинтересоваться и захотеть узнать больше. Роль учителя состоит в том, чтобы направлять процесс обучения, наблюдать и анализировать полученные данные, помочь детям определить следующие шаги для дальнейшего развития. В основные педагогические задачи входит и развитие внутренней мотивации студентов, их готовности к действию и проактивности. Кто, как не учитель может направить детей к самостоятельному обучению, научить их учиться? К тому же, принимая вклад детей в образовательный процесс и поощряя их активное участие, педагоги обогащают свою собственную работу.

Существует одна чрезвычайно важная вещь, которую нельзя отнять у школ - это возможность общаться, заводить друзей, сотрудничать. Мы не знаем, к какой работе готовим наших детей, скорее всего этих работ еще просто не существует. Но мы можем помочь нашим ученикам узнать и развить свои сильные стороны, необходимые навыки, научить их учиться и не бояться пробовать новое. В негласном списке важных навыков стоят коммуникативные навыки, умение работать самостоятельно и в команде, информационная грамотность, а также навыки, связанные с личным эмоциональным и физическим здоровьем. А что включили бы Вы?

В последние годы наблюдается повышенную разнородность среди учащихся. Учащиеся говорят на разных языках, имеют различный социально-экономический статус, культурный опыт и различные образовательные потребности. В соответствии с Саламанкским заявлением и Рамочной программой действий по образованию детей с особыми потребностями (1994) большинство государственных и частных школ признают, что люди отличаются друг от друга, и что процесс преподавания и обучения должен быть адаптирован к различным потребностям учащихся, а не наоборот. Педагоги и родители должны помнить, что дети развивают определенные навыки с разной скоростью, и что преподавание должно отвечать потребностям каждого ученика. Исследования подтверждают, что обучение в однородных группах не готовит детей к жизни в сложном и многообразном обществе, а также недостаточно развивает критическое мышление и лидерские навыки (Hurtado, 2001).

За исключением школьной и университетской среды, мы никогда не находимся в однородной возрастной группе (и даже там мы общаемся не только с одноклассниками). Вспомните свое детство и игры во дворе - какого возрастной диапазон был в вашей компании? Мы выстраиваем отношения как с детьми, так и с людьми пожилого возраста, не говоря уже о тех, кто на 10-15 лет младше или старше нас самих.

Разнообразные задания позволяют интегрировать в образовательный процесс жизненный опыт учащихся и привлекать школьное сообщество. Это позволяет сделать обучение релевантным и мотивирующим. Ставя образовательные цели, мы хотим, чтобы наши студенты достигли понимания глобальных идей, концепций или "ключевых вопросов и основных идей той или иной дисциплины" (Wiggins & McTighe, 1998, p. 28). "Сотрудничая с различными членами сообщества, педагоги совершенствуют учебные практики и стратегии оценивания, становятся восприимчивыми к различиям среди членов школьного сообщества" (Cousik, 2015).

Seifert & Sutton (2009) отмечают, что повышение профессионализма учителей является одной из тенденций в современного образования. Как правило, педагоги все чаще стремятся к непрерывному профессиональному развитию и саморазвитию (Dengerink & Lunenberg, 2015). Многочисленные исследования показывают прямую связь между уверенностью преподавателей в своем профессионализме и их позитивным отношением к учащимся во всем их разнообразии, а также способностью создавать позитивную учебную среду. Опросы среди школьников и студентов показывают, что педагоги могут внести позитивные изменения в жизни учеников не только углубляя знания и используя новейшие методики, но и развивая эмоциональный интеллект, способность создавать и поддерживать позитивную среду обучения, терпимость и открытость.

В заключение хотелось бы поделиться цитатой одного из лидеров мирового образования Хайди Джэйкобс: “Наши студенты уже живут в 21 веке, и они ждут, когда учителя и учебная программа догонят их” (Jacobs, 2009, p. 211). На наших глазах происходят масштабные и локальные изменения в системе образования. Но главный вопрос пока остается без ответа: достаточно ли быстро система образования и образовательные организации меняются?

Ссылки:
Cousik, R. (2015). Cultural and functional diversity in the elementary classroom: strategies for teachers. Journal of Multicultural Education.9 (2), 54-67. Emerald Group Publishing Limited.
Retrieved from: https://core.ac.uk/download/pdf/47231034.pdf Dengerink, J. & Lunenberg, M. (2015). The Professional Teacher Educator: Six Roles. Beiträge Zur Lehrerinnen- Und Lehrerbildung, 33 (3).
Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/2958690
73_The_Professional_Teacher_Educator_Six_Roles Feder, K. & Majnemer, A. 2007. Handwriting development, competency, and intervention. Developmental Medicine and Child Neurology,
49(4), 312-317. Retrieved from https://www.academia.edu/33848277/Handwriting_development_competency_ and_intervention
Forbes. (2018). How Much Data Do We Create Every Day? The Mind-Blowing Stats Everyone Should Read. Retrieved from https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2018/05/21/how-much-data-do-we-create- every-day-the-mind-blowing-stats-everyone-should-read/#692aa4f860ba
Internet World Status. (2020). Internet growth statistics. Retrieved from https://www.internetworldstats.com/emarketing.htm
Jacobs, H. H. (2009). Curriculum 21: Essential education for a changing world. Alexandria, Va: Association for Supervision and Curriculum Development.
Magrini, J. M. (2016). A conceptual-phenomenological approach to exploring education: re-conceiving standardized curriculum in terms of a poetic, transcendent, and complicated conversation. Linguistic and Philosophical Investigations, 15, 167+. Retrieved from https://link.galegroup.com/apps/doc/A455404873/AONE?u=lirn17237&sid=AONE&xid=76e9a0b4 Seifert, K. &
Sutton, R. (2009). Educational Psychology. Global Text. The Saylor Foundation.
The Salamanca Statement and Framework for Action on Special Needs Education. (1994). World Conference on Special Needs Education: Access and Quality, Salamanca, Spain. Retrieved from http://www.unesco.org/education/pdf/SALAMA_E.PDF
Wiggins, G., & McTighe, J. (1998). Understanding by design. Alexandria, VA: Association for Supervision & Curriculum Development.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропускать полезные статьи и новости

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на получение email рассылок, содержащих информацию о новых статьях, новостях и предложениях о наборе на обучение

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)