Записаться на день открытых дверей 10 июня

Записаться

Общие принципы и подходы Монтессори метода

Основная цель каждого детеныша (и человеческого в том числе) - вырасти, окрепнуть, социализироваться и отделиться от родителей, чтобы стать самостоятельным, сильным и независимым. Так задумано природой. Как может помочь родитель своему ребенку пройти этот путь максимально успешно?

Общие принципы и подходы Монтессори метода

Основная цель каждого детеныша (и человеческого в том числе) - вырасти, окрепнуть, социализироваться и отделиться от родителей, чтобы стать самостоятельным, сильным и независимым. Так задумано природой.

Как может помочь родитель своему ребенку пройти этот путь максимально успешно?
Создать образовательную безопасную среду, в которой маленький человек сможет развиваться в соответствии со своими возрастными и личностными потребностями.
И не мешать.

Монтессори-метод, созданный на стыке 19-20 веков, как нельзя лучше отвечает этим задачам. “Помоги мне сделать это самому” - основной постулат этой методики. Группа детей ежедневно занимается в специально подготовленной насыщенной обучающей среде под наблюдением взрослого. При этом ведущая роль в образовательном процессе отдана ребенку: именно он точно знает, развитие какого навыка ему наиболее актуально в этот момент. Задача наставника - помочь при необходимости, придать необходимый импульс и отойти, чтобы дать возможность маленькому человеку сделать самостоятельное открытие.

Вот основные принципы монтессори метода:

- Каждый ребенок развивается в своем темпе. Да, педагог знает, когда ориентировочно у маленького человека проснется интерес к той или иной теме, но сказать наверняка “это будет сегодня” - не может. Важно, чтобы дозрели физиология и психика, иначе обучение будет тяжелым и зачастую даже вредным. Задача педагога - не вытягивать цветок из земли, чтобы он вырос поскорее, а поливать его, удобрять, давать достаточно солнечного света - и тогда все произойдет вовремя и наилучшим образом.

- Ребенок сам выбирает то, чем он будет заниматься. Кто-то хочет считать, а кто-то - мыть посуду. В отличие от взрослых, дети отлично слышат свое внутреннее “хочу” и делают то, что им сейчас важнее и интереснее всего. Доверие к ребенку - основа монтессори метода. При этом среди монтессори материалов нет ничего яркого, кричащего, нарочно привлекающего к себе внимание, заглушающего внутренний голос. О том, как именно он выбирает, поговорим в статье “Сензитивные периоды”

- А правила есть. Ребенок может делать, что хочет, но ему нельзя отвлекать других детей, вмешиваться в их работу без разрешения. Поработав с тем или иным развивающим материалом, ребята убирают его на место, приведя в изначальное состояние - чтобы потом и другие дети смогли им воспользоваться. Иными словами, монтессори занятия дают еще и навык экологичного сосуществования в обществе непохожих друг на друга людей. “Делай, что хочешь, но не мешай другим”. “Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека”.

- Обучающая среда - важная составляющая метода. Класс разделен на несколько зон: зона развития крупной моторики, упражнений в практической жизни (кулинария, стирка, глажка, пришивание пуговиц, чистка обуви и т. д.), зона развития речи, зона математики, зона развития мелкой моторики, зона сенсорики. Все материалы доступны для ребенка: в любой момент он может выбрать то, что ему необходимо, если с этим материалом не работает сейчас кто-то другой. Материалов достаточно много, чтобы было из чего выбрать, но не чересчур, чтобы дать возможность сделать посильный выбор и не создать ситуацию гипермотивации. Одна из задач педагога - выставить среду так, чтобы она максимально отвечала текущим потребностям детей. Развиваются дети - меняется обстановка в классе.

- Кстати, о педагогах. В монтессори-классе педагог для ребенка, а не ребенок для педагога. Задача взрослого - заинтересовать, мягко направить, создать условия для получения новых знаний и навыков. Наблюдать, исходя из полученных наблюдений определять зону ближайшего развития ребенка и выстраивать среду так, чтобы поддерживать маленького исследователя на его увлекательном пути.

- Монтессори группы разновозрастные. Малыши тянутся за старшими, старшие учатся быть бережными, заботливыми и авторитетными - и вместе ребята привыкают к тому, что все люди абсолютно разные и к каждому нужен свой индивидуальный подход. Кстати, это дает отличную почву для инклюзии: в группе просто появляется еще один “другой” человек, и это не вызывает излишних вопросов и тревог.

Многолетние наблюдения показывают, что монтессори дети приходят в школу отлично подготовленными: у них хорошая база знаний и умений, они отлично принимают и соблюдают правила, они умеют договариваться, у них нет проблем с концентрацией и они искренне хотят учиться и узнавать новое! Задача школы - не затушить этот огонек и помочь каждому ребенку пройти его собственным путем.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропускать полезные статьи и новости

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на получение email рассылок, содержащих информацию о новых статьях, новостях и предложениях о наборе на обучение

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)