Сензитивные периоды
Ребенок сам себе выбирает занятие. Это чудо - или?..




Сензитивные периоды

Мы уже писали о том, что в монтессори классе ребенок сам выбирает, чем именно он хочет заняться - и никогда не ошибается.
Чудеса?
Нет, сензитивные периоды. Или, проще говоря, “окна возможностей” - недели, месяцы или годы, когда у ребенка возникает наибольший интерес к освоению того или иного навыка и освоение это происходит максимально легко и быстро. Такой интерес больше
всего напоминает голод: не утихает, пока не утолишь.
В целом, навык можно освоить и раньше, и позже, но на это потребуется гораздо больше усилий и результат окажется не
таким блестящим, чем если это будет сделано своевременно.
Самый простой пример - развитие речи. В возрасте от 0 до 3 лет ребенок легко и естественно “впитывает” язык - тот, на котором говорят значимые для него взрослые. Если мама говорит только по-русски, а папа - по-английски, примерно к двум годам малыш заговорит на обоих этих языках и оба будет воспринимать как родные. К 10–12 месяцам способность различать любые звуки любого языка и упражняться в их произношении существенно снижается. Ребенок постепенно перестает улавливать и воспроизводить значимые различия между языками и уже после 7-8 лет скорее всего не сможет заговорить на новом для себя языке без акцента.
Более того, в возрасте до 6 лет ребенок осваивает язык «целиком» - со всеми тонкостями словоупотребления и хитросплетениями грамматики. Исследователи подсчитали, что для освоения языка на аналогичном уровне взрослому человеку понадобится несколько
десятков лет.
Иными словами, рожденный “человеком мира”, подросший ребенок становится экспертом максимум по 2-3 языкам - тем, которые он слышал в сензитивном периоде развития речи.

Именно поэтому очень важно сделать все вовремя - чтобы ребенок получил возможность научиться новому тогда, когда он к этому максимально готов.
Сложность заключается в том, что педагоги знают лишь ориентировочные границы сензитивного периода. Так, большинство здоровых детей делает первые шаги в возрасте от 8 месяцев до полутора лет, но когда пойдет именно этот малыш, с точностью до дня предсказать невозможно. Поэтому основная задача любящего взрослого - подготовить среду вокруг ребенка для того, чтобы он смог начать тренироваться, когда почувствует себя готовым: опоры, об которые удобно вставать и держаться и вдоль которых интересно ходить, устойчивую тележку или коляску, которую можно толкать впереди себя, опоры на расстоянии друг от друга, чтобы оттолкнуться от одной, сделать два-три заветных шага и схватиться за другую.
Абсолютное большинство сензитивных периодов у человека приходится на дошкольный
возраст - это в буквальном смысле фундамент для последующей счастливой и успешной
жизни.
Судите сами:
- Развитие речи - от 0 до 6 лет
- Восприятие порядка - от 0 до 3 лет
- Сенсорное развитие - от 0 до 5,5 лет
- Восприятие маленьких предметов - от 1,5 до 6,5 лет
- Развитие движений и действий - от 1 до 4 лет
- Развитие социальных навыков - от 2,5 до 6 лет.
Поэтому так важно уделять особое внимание именно дошкольному образованию, уметь
понимать потребности ребенка и удовлетворять их максимально полно и своевременно.
Хочет без конца залезать на лесенку и слезать с нее? Отлично - развивается крупная
моторика! Спорткомплекс, безопасная поверхность на случай падений, “ты справишься,
малыш, я в тебя верю”.
Хочет в тысячный раз слушать про Мойдодыра? Великолепно - развивается речь!
Читаем, читаем, еще раз читаем, а потом просим почитать педагога или бабушку.
Усваиваются языковые нормы.
Устанавливаем четкие правила и границы, делаем мир для ребенка безопасным и
предсказуемым, наполняем этот мир тем, что важно и актуально маленькому человеку
прямо сейчас или станет актуально вот-вот (смотрим на зону ближайшего развития).
Самостоятельно - или с помощью профессиональных педагогов.
Педагоги Классного проекта умеют и готовы оперативно делиться с родителями своими
наблюдениями. Для этого мы используем систему Transparent classroom, о которой
подробно напишем в следующей статье.