Что нужно в школе для комфорта детей?
27 сентября 2023
По данным английского исследования, пространство учебного заведения — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей.Все чаще современные школы уделяют внимание цветовому оформлению, созданию арт-пространств и зон отдыха в холлах.
В статье рассказали, какие критерии стоит учитывать, чтобы ученики чувствовали себя комфортно в школе. И показали, как эти идеи могут быть реализованы на примере частной школы «Классный проект».
Почему важно уделять внимание пространству в школе?
Предметно-пространственная среда может влиять на многое: на настроение, психофизическое состояние, успеваемость, самоуважение.
Если в школе плохо продумана навигация, новый ученик может заблудиться и, вместе с этим, испытать стыд, неуверенность в себе, чувство, что с ним что-то не так.
Что должно быть в школе для комфорта учеников?
Прогресс в учебе напрямую зависит от того, как выглядят школьные аудитории. Важна каждая деталь:
- высота потолков;
- освещение;
- качество воздуха
- дизайн помещений;
- мебель.
Высота потолков
Американские ученые Ш. Арентцен и Г. Эванс обнаружили, что высота потолков влияет на желание ребенка учиться. По их мнению, помещение с высокими потолками — от 3 метров и выше — вдохновляет на творчество, помогает абстрактно мыслить и креативить. Низкие же потолки создают чувство ограничения, подавленности и снижают личностную самооценку.
Елена Панарина, директор школы «Классный проект»: «Я хотела, чтобы во всей школе было много воздуха. При проектировании здания не хотела низкие потолки. Как была 5 метров высота, такой и хотела сохранить. Чтобы пройти по нормам СанПиНа, мы опустили свет ниже, но потолок оставили нетронутым»
Освещение
По нормам СанПиН, в учебных классах, библиотеках и других помещениях, где часто бывают ученики, обязательно должен быть естественный свет. Его не должны загораживать цветы, мебель и другие предметы.
Что касается искусственного освещения, к нему также есть требования. Например, индекс цветопередачи для светильников с люминесцентными лампами должен быть Ra ≥ 80. Этот показатель характеризует качество света, зрительный и эмоциональный комфорт. А средний уровень освещенности парт не должен быть ниже 400 люкс. Сюда же относятся высота светильников, их количество и другие показатели, которые требуют строгого соблюдения норм.
Качество воздуха
Еще в 20 веке ученые определили, что качество воздуха напрямую связано со здоровьем человека. В начале 21 века М. Менделл и Г. Хит доказали, что качество воздуха связано еще и с вниманием и успехами учащихся: чем хуже проветривается помещение, тем ниже успеваемость, и наоборот.
Кроме того, оборудование и вентиляционные системы проверяет Санэпидемстанция. Эти показатели также важны при выдаче лицензии.
Дизайн помещений
Дизайн у каждой школы свой: от цвета стен до мебели. Кто-то отталкивается от того, как дети разного возраста воспринимают цвет. Например, дети младшей школы лучше воспринимают красный и желтый, а дети старшей школы — темно-зеленый, кирпичный и глубокий синий.
В «Классном проекте» есть только три цвета: серый, зеленый и желтый. Сами стены — белые и не привлекают внимания. На них практически нет картин, цитат и надписей.
Елена Панарина: «В нашей школе во время учебного года стены заполняются „следами жизни детей“: их договоренностями, обозначениями зон, знаковой системой. Все, что есть в школе — должно принадлежать детям».
Мебель
В «Классном проекте» все классы мобильные. Например, парты — легкие, а их дизайн способствует тому, чтобы дети могли работать в парах, группах или всем классом. То же и с пространствами. В арт-классе создана большая зона с мобильными стеллажами, чтобы дети могли сами создавать пространства, в которых им комфортно.
Что еще важно?
Как мы выяснили, пространство — это важно. Но этого будет недостаточно, если не создавать ученику и моральный комфорт.
Елена Панарина: «В „Классном проекте“ мы уделяем особое внимание комфорту детей. Например, в течение перемены за детьми наблюдает психолог и педагог, а потом их действия обсуждаем. Для этого есть специально выделенное время. Допустим, один ребенок осознанно наступил на ногу другому. Мы никого не ругаем, а пытаемся найти причину такого поведения: „почему он наступил ему на ногу?“. Иногда к ситуации подключаем семью, потому что иногда проблемы ребенка отражают сложности внутри семьи»
До 12 лет нельзя с ребенком работать без семьи. Вы берете в школу семью, а не ребенка. По сути, выступаете семейным психологом и помогаете проработать эти моменты, помочь родителям проработать эту ситуацию и дома. Чтобы ребенок, в конце-концов, чувствовал себя комфортно и дома, и в школе».
Хотите познакомиться со школой поближе? Запишитесь на экскурсию в форме ниже, и мы с вами свяжемся.