Ребенок не заводит друзей. Что делать?
28 июля 2023
«Давай дружить?» Фраза, с которой в детстве начиналась настоящая дружба. Сейчас современные родители не понимают, почему их ребенок может предпочесть одиночество шумной компании и работе в коллективе. Но дети бывают разные, и причины — тоже.
В статье вместе с нейропсихологом Юлией Осиповой рассказываем, почему ребенок не заводит друзей, какие самые частые 4 причины этого, и что делать, если дело далеко не в отсутствии желания.
В каком возрасте появляются друзья?
Впервые дети начинают коммуникацию в дошкольном возрасте, но в этот период они контактируют в основном со взрослыми: родителями, близкими родственниками, воспитателями. Если дети и контактируют друг с другом, то редко и достаточно мало. Обычно они предпочитают играть рядом друг с другом, но не вместе. В процессе такой параллельной игры и начинает закладываться фундамент для будущей социализации.
4 причины, почему ребенок не заводит друзей
Многие родители вмешиваются в личное пространство ребенка, если видят, что играм со сверстниками он предпочитает одиночество. Искать первопричину не всегда стоит в ребенке, ведь его образ жизни тесно переплетается с образом жизни, поведением и ценностями семьи. Если родители не общаются со своими друзьями, не приглашают никого в гости и отмечают праздники только в кругу семьи, не стоит ждать от ребенка быть социальной активности.
Перед тем, как бить тревогу, стоит попробовать поговорить с ним и узнать, действительно ли он испытывает проблемы из-за недостатка общения со сверстниками. Потому что есть дети, которым действительно может быть комфортно без близкого и частого общения. А, возможно, причина кроется в самих родителях.
Психологи выделяют несколько причин, из-за которых ребенок не заводит друзей:
- нет навыка и опыта коммуникации;
- низкая самооценка;
- стеснительность;
- гиперопека со стороны родителей.
Рассмотрим каждый случай подробнее.
Нет навыка и опыта коммуникации
Коммуникация — такой же навык, как любой другой. Мы учим детей читать и писать, ухаживать за собой. И общению тоже нужно обучать. Взрослым может казаться, что это что-то естественное, но на деле это не так. Мы можем показывать ребёнку, как именно коммуницировать: давать конкретные фразы, примеры, паттерны взаимодействия.
Например, можно подсказать ребёнку: «если ты хочешь поиграть с этим мальчиком, нужно подойти и сказать: “Привет. Меня зовут Артём, а тебя?”». С ребёнком постарше уже можно обсуждать конкретные паттерны. Что можно узнать, как дела, задавать вопросы, например «что любишь», чем увлекаешься».
Когда ребенок заводит новых друзей, могут происходить и конфликтные ситуации. Тогда родитель тоже может помочь подготовиться и подсказать, как реагировать в следующий раз:
«Извини, я не хотела давать тебе этот карандаш, потому что он мне очень нравится, но я могу дать тебе другой»;
«Когда ты так говоришь, мне неприятно. Пожалуйста, не говори так».
Низкая самооценка
Если родители постоянно критикуют себя или ребенка, недовольны его поведением, оценками или успехами, то самооценка страдает.
Исправить ситуацию помогают действия от обратного: чаще хвалите ребёнка за дела и поступки, создавайте ситуации успеха, поддерживайте и помогайте в любых начинаниях, подчеркивайте даже самые маленькие успехи и достижения. И, самое главное, не сравнивайте его с другими детьми.
Также чаще хвалите себя при ребёнке — не допускайте критикующих посланий в свой адрес или в адрес других значимых взрослых . Ведь ребенок учится выстраивать самооценку наблюдая за нами.
Стеснительность
Понять, что ребенок стесняется достаточно просто: он избегает зрительного контакта с незнакомцами, но при этом смотрит на родителей и ищет их поддержки. Таким детям нужно время: внутри коллектива они привыкают к сверстникам и, в конце концов, играют вместе.
В этом случае не нужно давить на ребенка и заставлять его взаимодействовать с другими. Родитель должен быть для него поддержкой, а не дополнительным источником стресса.
Гиперопека со стороны родителей
Она проявляется в виде излишнего внимания к действиям и словам ребенка, а также в ограничении выбора. Ребёнок не может самостоятельно принимать решение. Он считает, что мнение родителей — единственное верное. Из-за такого поведения в семье ребенок либо всегда уступает и уходит в тень, либо переводит эту модель общения на сверстников. Но общество, ожидаемо, против таких правил игры.
Чаще всего снизить контроль за ребёнком удается лишь с помощью психолога. У родителей с гиперопекой могут наблюдаться повышенная тревожность, недостаток любви и понимания в собственном детстве, перфекционизм.
Если после статьи всё равно остались вопросы о том, почему ребенок не заводит друзей, стоит обратиться к детскому психологу. В частных школах такие процессы не остаются без внимания — специалисты всегда придут на помощь. Хотите узнать больше? Записывайтесь на экскурсию в «Классный проект» в форме ниже!
Весь смысл в том, что мы ребёнка обучаем, а не общаемся за него. Важно уделить коммуникации достаточное время и внимание.