Летние билингвальные смены

Узнать подробности

Билингвизм — зачем ребенку изучать второй язык?


Больше половины населения мира использует два или более языков в своей повседневной жизни. Билингвизм встречается во всех социальных слоях и возрастных группах.

Изучение иностранных языков развивает мышление, память и внимание, а также помогает в путешествиях по разным странам, в работе или учебе за границей.

Поговорим о том, что такое билингвальность, что дает ребенку изучение двух языков и в каком возрасте лучше начинать изучать иностранный.

Что такое билингвальность?

В ученой среде нет четкого определения билингвальности, но чаще за основу берут определение французского лингвиста Франсуа Грожана, для которого «билингв — это тот, кто регулярно использует два или более языков в своей повседневной жизни».

Билингвы обычно не используют два языка с одинаковой частотой, а переключаются на нужный язык в зависимости от контекста или среды, в которой они находятся.

Различают разные уровни владения билингвизмом в зависимости от возраста, уровня владения языком или его культурной ценности.

В зависимости от возраста различают одновременное двуязычие, когда ребенок сразу начинает изучать два языка. Например, когда у матери и отца разные родные языки. Если же ребенок в начале усваивает один язык, а затем начинает изучать второй язык, например в школе, это называется последовательным двуязычием.

По уровню владения есть сбалансированный билингвизм — ребенок обладает одинаковой компетенцией в обоих языках, и доминирующий — ребенок одним языком владеет лучше, чем другим. Обычно лучше владеет родным языком.

По уровню культурной ценности различают аддитивный и субтрактивный вариант двуязычия. Аддитивный возникает, когда дети говорят на двух языках, которые ценятся в обществе, в котором они живут, а овладение вторым языком считается культурным обогащением. Когда один из языков менее ценится, чем другой в обществе, в котором живет ребенок, может возникнуть субтрактивное двуязычие. В этом случае второй язык осваивается за счет владения первым. Например, дети-иммигранты изучают язык страны, в которую приехали потому, что на их родном языке в школе обучения нет.

Что дает ребенку изучение двух языков сразу?

Раньше большинство исследований билингвизма предполагало, что двуязычие вызывает спутанность сознания и отрицательно влияет на академическую успеваемость ребенка. Но после усовершенствования методологического дизайна исследований оказалось, что дети-билингвы получили лучшие результаты как в тестах на вербальный, так и на невербальный интеллект.

Изучение двух языков сразу улучшает такие аспекты когнитивного развития, таких как металингвистическая осведомленность, контроль внимания, дивергентное мышление или большая коммуникативная чувствительность.

Металингвистическая осведомленность

Способность говорить о языке и размышлять на нем. Считается, что потребность детей иметь дело с двумя языками заставляет их бессознательно обращать больше внимания на то, как работает каждый язык, а также на сходства и различия между ними.

Контроль внимания

Билингвальные дети в специальных исследованиях показывали повышенный контроль внимания в задачах, включающих конкурирующую или вводящую в заблуждение информацию. Это подтвердилось не только в лингвистических задачах, но и в невербальных. Также есть предположение, что такой контроль над вниманием сохраняется и во взрослом возрасте.

Широкий диапазон мышления

У человека есть конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление — способность давать один «правильный» ответ на стандартные вопросы. Дивергентное — способность генерировать большое разнообразие новых и альтернативных ответов на вопрос, что предполагает большую креативность и гибкость мышления.

Считается, что билингвизм положительно влияет на дивергентное мышление, потому что двуязычный человек имеет две языковые системы и, следовательно, два или более слов для описания каждого элемента мира, в котором он живет. Это приведет к лучшему пониманию того, что многие события, объекты, идеи и т. д. можно рассматривать с разных точек зрения и интерпретировать по-разному.

Коммуникативная чувствительность

Способность воспринимать то, что происходит в конкретном коммуникативном акте; чувствительность к коммуникативным потребностям и характеристикам (например, возраст, интеллект, лингвистические навыки, нарушения зрения или слуха) другого человека.

Считается, что билингвизм повышает уровень коммуникативной осведомленности, так как двуязычные люди привыкли адаптировать язык к контексту, в котором они находятся, или к человеку, с которым они разговаривают.

В каком возрасте нужно начинать изучать второй язык?

Люди могут начать изучать второй язык в любом возрасте, но на этот счет есть разные мнения.

С одной стороны, маленьким детям приходится усваивать информацию сразу на двух языках, например, учиться определять время. Взрослые уже имеют этот навык и при изучении второго языка им достаточно только перевести понятие.

С другой стороны, дети обычно изучают языки в более спокойной и менее требовательной обстановке, поэтому меньше беспокоятся, когда надо сказать что-то, даже если они не уверены в этом. Старшие учащиеся могут чувствовать себя подавленными или смущаться, когда они не знают, как что-то сказать.

В раннем возрасте легче выучить список словарного запаса или неправильных глаголов или вспомнить или вызвать в памяти слова и идеи. У взрослых часто не хватает времени или мотивации, чтобы приложить усилия для изучения нового языка.

Эффективность билингвизма в раннем возрасте зависит от объема и качества обучения, мотивации, компетентности учителя и способности применять соответствующие возрасту методологии, непрерывности процесса обучения или необходимости использования иностранного языка.

Если все условия благоприятны, то начинать изучение второго языка можно с трехлетнего возраста, как это делают в школе британского совета или в проекте билингвального образования. В этом возрасте дети уже имеют базу на родном языке, но еще не начали научиться читать и писать.

В школе «Классного проекта» занятия по английскому языку проходят каждый день. Ученики начальной школы учатся по программе Международного бакалавриата (International Baccalaureate). С дипломом IB можно поступить без дополнительных подготовительных программ в любой из 2000 вузов, участвующих в программе. Подробнее о программе Международного бакалавриата читайте в статье «Международный бакалавриат в школах. Что это?»

Источник: van Wechem, M., Halbach, A. (n.d.). A parents guide to bilingualism and bilingual education. British council school (перевод К.И. Карнацкой)

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)