Что делает нейропсихолог, и как понять, что он нужен ребенку?
10 ноября 2023
Если ребенок сталкивается с трудностями в обучении, поведении или адаптации, родители не всегда в силах ему помочь самостоятельно. Плохое поведение, неусидчивость и невнимательность не обязательно равны плохому воспитанию.
Иногда дети попросту не могут вести себя иначе, потому что у них не хватает навыков и умений, которые нужны для эффективного обучения. В таких случаях необходима поддержка нейропсихолога. Нейропсихология — это молодая наука, которая изучает связь между мозгом, мышлением и поведением. Нейропсихологи используют знания о том, как работает мозг, чтобы помогать детям гармонично развиваться. В статье расскажем, что делает нейропсихолог и как понять, в каких случаях к нему обращаться.
Что делает нейропсихолог
Нейропсихолог изучает, как работает мышление, память, зрительное и пространственное восприятие, воображение, внимание и другие когнитивные функции.
Головной мозг развивается у каждого человека по-своему. Важно, как прошли беременность и роды, раннее детство ребенка, каково состояние здоровья — были ли травмы или инфекции. Нейропсихолог выясняет, где есть сбой в обработке мозгом информации. Диагностический процесс — это сложная мозаика из разговоров, наблюдений и тестов.
Специалист узнает у родителей, как развивался ребенок, какие трудности есть сейчас, были ли изменения в поведении и успеваемости. Он анализирует сильные и слабые когнитивные функции, чтобы сбалансировать их и помочь ребенку развить менее развитые. Нейропсихолог видит зону ближайшего развития ребенка и составляет схему коррекции, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Нейрокоррекция берет за основу сильные стороны ребенка, чтобы помочь ему улучшить те функции, которые развиты слабее. Нейропсихолог использует в своей работе замещающий онтогенез. Это процесс, при котором ребенок возвращается на более ранний этап сенсомоторного опыта, чтобы стимулировать развитие.
Нейрокоррекция бывает двигательной — это похоже на лечебную физкультуру, — и когнитивной — она напоминает занятие с логопедом. При нейрокоррекции не используются медикаменты. Занятия состоят из интересных заданий, которые постепенно усложняются и подобраны индивидуально под задачи развития ребенка и его особенности.
После занятий у нейропсихолога:
- ребенок восполняет энергетический потенциал — уходят проблемы с быстрой утомляемостью, перепадами настроения, невнимательностью, плохой памятью. Он становится более спокойным и эмоционально устойчивым;
- развиваются координация, сенсорное восприятие, то, как ребенок ощущает собственное тело в пространстве;
- ребенок учится контролировать себя, соблюдать правила и границы, выполнять действия по алгоритму;
- улучшаются речь и навык письма;
- ребенку становится легче выстраивать логико-грамматические конструкции.
Нейропсихолог может направить ребенка к неврологу и педиатру, чтобы получить всю необходимую информацию о его здоровье.
Когда обращаться к нейропсихологу
Детский нейропсихолог работает с детьми разного возраста, но чаще всего к специалисту обращаются в возрасте от трех до двенадцати лет. Сигнал к посещению специалиста — симптомы, связанные с:
психомоторным развитием:
- неуклюжесть,
- неряшливость,
- трудности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков (для детей 5–7 лет),
- плохая ориентация в пространстве;
концентрацией внимания:
- быстрая утомляемость,
- отсутствие концентрации в течение 15–20 минут на одном виде деятельности (для детей старше 5 лет),
- невозможность долго сохранять одну позу — например, сидеть ровно на стуле,
- рассеянность,
- гипервозбудимость;
самоконтролем и самоорганизацией (для детей 7 лет и старше):
- долгое одевание,
- потеря вещей,
- забывчивость,
- необходимость помощи взрослого в организации дел и времени;
обучением (для детей 6–7 лет):
- путаница в месяцах, годах и временах года,
- сложности с простыми математическими примерами и запоминанием материала,
- трудности с чтением и письмом — например, ребенок при письме «зеркалит» буквы.
Также подумайте о визите к нейропсихологу, если:
- ребенок слишком активен или, наоборот, медлителен;
- он не определяет основные признаки предмета — форму, цвет, размер;
- ребенок ничем не интересуется;
- ему тяжело сходиться с другими детьми;
- он проявляет агрессию;
- он долго и безрезультатно занимается с логопедом;
- были трудности во время беременности и родов.
Поддержка нейропсихолога помогает ребенку преодолеть трудности, раскрыть потенциал и заложить основу для гармоничного развития личности.
Нейропсихолог в школе «Классный Проект»
Расскажем, что делает нейропсихолог Юлия Осипова в школе «Классный Проект»:
- осуществляет нейропсихологическую диагностику, чтобы определить развитие способностей ребенка, готовность к школе, самый эффективный для него способ обработки информации;
- определяет, какие функции у ребенка ведущие, а какие следует развить;
- проводит индивидуальные занятия по нейрокоррекции и групповые занятия по развитию эмоционального интеллекта;
- проводит семинары и консультации для родителей.
Запишитесь на экскурсию в форме ниже, чтобы подробнее узнать, как проходят занятия с нейропсихологом и обучение в целом в школе «Классный Проект».