«Для меня очень значимо, что дети бегут и обнимают своих учителей». Беседовали с Диной, мамой Дани
4 марта 2025
Быть родителем — сложная и многогранная профессия. Успевать быть и экспертом в своем ремесле, и поддерживающей мамой или строгим (или не очень) папой дома. Помогать людям на работе и быть самым лучшим супергероем в родных стенах. Лавировать между двумя важными профессиями сложно, но плата за одну из них — самая важная — любовь маленького человека.
Поговорили с Диной Троицкой, мамой Дани, который заканчивает нулевой класс в «Классном Проекте». Узнали, как Дине удается совмещать важную профессию доулы и роль мамы, на какие критерии она опиралась при выборе школы и что ее ребенок сам говорит о «Классном Проекте».
Расскажите о себе.
Я готовлю будущих мам к родам, сопровождаю их в роддомах уже порядка пяти лет. Состою в штате клинического госпиталя Лапино.
Помимо этого, у меня есть и другое направление деятельности — я больше 10 лет преподаю «Цигун». Это гимнастика для спины и женские практики. Когда-то для себя я добилась хорошего результата для себя в плане самочувствия — у меня ушел сколиоз. И после этого я стала преподавать там же.
В сопровождение родов я пришла, когда Даня был еще маленьким. В своих родах мне не хватило именно такой поддержки, и после них я поняла, что мне обязательно нужно этим заниматься — это зов сердца.

Как вам удается совмещать карьеру и материнство?
Не всегда это легко. У меня непредсказуемый график работы: иногда необходимо все бросить и выехать на роды, даже если были запланированы семейные или личные мероприятия. К счастью, семья относится с пониманием. А недостаток времени с семьей я стараюсь компенсировать в перерывах между родами.
Когда мне нужно экстренно уехать, меня подстраховывает муж.
С учетом особенностей моей работы и высокой загруженности мужа, для Дани было важно выбрать школу полного дня.
Как давно Даня ходит в «Классный Проект»?
Даня ходит в «Классный Проект» первый год. В выпускной год детского сада мы с мужем начали искать школу. Встал вопрос: отдавать в нулевой или в первый класс. Благодаря диагностике нейропсихолога мы приняли решение отдать ребенка в нулевой класс.
Прошло уже больше полугода, и я понимаю, что это было идеальное решение именно для нашей ситуации.
А с чем это связано?
Дане этой осенью исполнится 7 лет. Потенциально он мог бы уже быть в первом классе, но нейропсихолог объяснила, что есть ряд моментов, с которыми ему будет сложно во время учебы. Например, у нас ребенок просто физически не мог сидеть на месте хотя бы час. Из-за этого, конечно, качество внимания другое, он не удерживал фокус на одной задаче, ему было прям сложно. Я видела, что он делал над собой усилия, но ему было тяжело.
То, что в «Классном Проекте» есть подготовительный класс, — это просто прекрасно. Это большое количество знаний, занятия с нейропсихологом… Уже в первые месяцы, как Даня пошел в нулевой класс, я видела у него огромный скачок в поведении, развитии. Уверена, что благодаря этому ему и в первом классе будет значительно проще, так как он уже будет знаком с ребятами, местом и в целом с правилами школы.
У нас еще нестандартная ситуация: мы переезжали конкретно к школе из другого района Москвы. Для ребенка это, конечно, дополнительный стресс — привыкать к новому району, квартире. А тут еще и новые условия в школе. Поэтому нулевой класс в этом плане дает мягко адаптироваться потом к учебному процессу.

Вы подстраивались под школу, почему такой выбор?
Для меня было важно, чтобы в начальной школе была мягкая поддерживающая среда, чтобы школа совпадала с ценностями, которые есть в нашей семье, и моими лично. Мне кажется, как раз в «Классном Проекте» мы и совпали по этим ценностям.
Я вижу, как ребят обучают не только сидеть на уроках или какие-то задания выполнять, но и взаимоотношениям между одноклассниками, развивают soft-skills.
Заметили ли вы изменения в сыне после того, как он пошел в подготовительный класс?
Я заметила прям большой скачок после того, как он перешел с садика в школу. Он всегда ответственный был, но здесь я вижу, как ответственность взращивается в школе и как он это подхватывает. Например, пересобрать пенал. У детей в школе есть задача приносить пенал и его пересобирать каждые выходные. И он про такие вещи помнит.
Даже в плане социального общения вижу огромный скачок. Он в целом общительный мальчишка, и я знаю, что это его сильная сторона. Тем не менее благодаря школе у него стало больше взаимоотношений с детьми. Не то, что я как мама его куда-то привела и он там с кем-то пообщался. У него свои связи начали появляться, свои друзья.
На какие еще критерии вы опирались при выборе школы?
Когда я только пришла на День открытых дверей, конечно, я только косвенно знала о системе Эльконина-Давыдова. Многое слышала от друзей своих, у которых ребенок тоже ходит в «Классный Проект». Но до конца не понимала, в чем разница и в чем особенность. И уже когда в школе рассказали и объяснили, мне это очень сильно откликнулось.
Моей главной ценностью в начальной школе являются не академические достижения, а умение учиться думать и размышлять. Это ему во взрослой жизни сильно пригодится, ведь сейчас так быстро меняется мир, что, думаю, к моменту, когда ребенок выпустится из института, половина профессий просто уйдет с развитием искусственного интеллекта. Но человек, у которого развиты критическое мышление и способность размышлять, найдет информацию, отучится и освоит все, что ему нужно в текущих реалиях.
Еще один важный критерий — мне не нужно делать домашнюю работу с ребенком. Благодаря этому взращивается определенная самостоятельность и ответственность его, так как он делает свою домашнюю работу в школе. И для меня это тоже ценно, потому что я не хочу учиться за ребенка. Я хочу проводить с ним свободное время за приятными делами, а не за руганью и слезами.
Какое у вас самое яркое воспоминание из «Классного проекта»?
Если говорить про атмосферу, то для меня очень значимо то, что дети бегут и обнимают своих учителей.
Был даже момент, когда я расплакалась. У Дани есть классный руководитель — Дарья Николаевна. У нее однажды случилась травма, и какое-то время она была на больничном. Ей дети записывали голосовые сообщения через других учителей, отправляли видео. Но долго сидеть дома она не смогла, поэтому пришла в школу на костылях. Так вот дети бегали за ней, просили беречь ножку, подавали ей то, что она уронила, открывали перед ней дверь.
То есть она с ними выстроила так связи, что дети к ней относятся с глубоким уважением и практически по-дружески. Я считаю, это сильная сторона школы. Это показывает, как нужно взаимодействовать друг с другом, с другими взрослыми, что это нормальное взаимодействие. Ведь дети всегда растут в определенной среде с понимаем, что это норма.
Еще однажды Даня заболел на свой день рождения и не пошел в школу. Он очень расстраивался, что он не с ребятами. И в информационном канале для нашего класса ребята записали видео, где каждый поздравил Даню. Мы с ним смотрели и рыдали вдвоем. Это было очень трогательно.
А что ваш ребенок сам говорит про школу?
Ему очень нравится. Нравятся занятия, его одноклассники, сама атмосфера. На зимних каникулах он очень ждал и спрашивал, когда же пойдет обратно в школу.
Например, ранее в другом саду он радовался, когда заболевал, потому что можно не идти туда. А здесь он, наоборот, расстраивается, потому что пропускает интересные занятия.

Какой совет вы бы дали родителям, которые только планируют отдать ребенка в «Классный проект»?
Не знаю, насколько это применимо к сфере образования, но я всегда опираюсь на внутренний ответ, прислушиваюсь к себе. Даже когда я на уровне логики пытаюсь договориться с собой: «Дина, ну посмотри еще, походи еще, посмотри». Но внутри я знаю, что приняла уже решение.
И, конечно, все видно по ребенку. Нужно смотреть, насколько ребенок замотивирован ходить в школу. Это лучшая обратная связь.
Также не стоит недооценивать экскурсии по школе. Мне она очень многое дала: походить, посмотреть, понаблюдать, как все проходит. Возможно, кто-то будет искать для себя более строгую дисциплину и больше академических занятий, а с кем-то будет полное совпадение по всем ценностям и запросам.
