Дополнительный набор в 0-4 классы.

Записаться

Как развить детскую самостоятельность? 6 советов родителям

По данным McKinsey Global Institute, к 2030 году soft skills — «гибкие» навыки — будут востребованы больше, чем hard skills — «жесткие» навыки. К последним относятся навыки, необходимые для конкретной работы: владение иностранным языком, умение чинить автомобиль, знание компьютерных программ. Среди гибких навыков — умение решать проблемы, организовывать свое время, справляться со стрессом и адаптироваться к разным ситуациям. И это — про самостоятельность, которая формируется с 2—3 лет, начала периода «я сам».

В статье рассказываем, как развить детскую самостоятельность, почему излишний контроль вреден, и как его отпустить.

Что такое детская самостоятельность

Самостоятельность у ребенка не появляется сама собой. Это как с другими навыками: ребенок не научится ходить, если его все время держать на руках. Также и с самостоятельностью — ее нужно тренировать, и это требует усилий от родителей.

Если ребенок самостоятельный, он знает чего хочет, у него есть хобби и интересы, он умеет выбирать друзей, учится ставить цели и достигать их, принимает ответственность за свои действия. А еще — верит в собственные силы.

Стадии развития самостоятельности

Психолог Елизавета Филоненко в книге «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» выделяет следующие стадии развития:

  1. Ребенок наблюдает за тем, что делают родители.
  2. Ребенок начинает помогать родителям.
  3. Ребенок делает сам, а родители помогают.
  4. Ребенок выполняет действие самостоятельно, но ему еще нужен родительский контроль.
  5. Ребенок выполняет действие полностью самостоятельно.

Что делать, чтобы ребенок стал самостоятельным

Есть 6 способов развить детскую самостоятельность:

  • Дайте возможность быть самостоятельным. Подмечайте проявления самостоятельности у малыша и поощряйте их: разрешите ему взять ложку и поесть самому, хоть и придется потом помыть пол. Или заложите лишние полчаса на его попытки одеться, даже если проще и быстрее одеть его самостоятельно. Хвалите ребенка, когда у него что-то получается. Так он почувствует уверенность в своих способностях и захочет проявить самостоятельность снова.
  • Позвольте ему ошибаться. Мы все ошибаемся, и ребенок должен знать, что это не страшно. Не критикуйте его. Вместо этого обсудите случившееся: «Как ты думаешь, что можно было сделать по-другому?» Это научит его смотреть на ситуацию с другого угла, искать разные способы решения задач.
  • Поощряйте самостоятельность. Начинайте эту практику с раннего детства. Например, предлагайте на выбор две футболки или два платья. Позвольте ребенку участвовать в выборе постельного белья для его кроватки или новых обоев для комнаты. С детьми постарше вместе составьте меню на неделю или список продуктов.
  • Поручайте ребенку домашние обязанности. Даже маленький ребенок может участвовать в домашних делах. Начните с простого — попросите убрать игрушки, полить цветок, положить вещи в стиральную машину. Так ребенок привыкнет к тому, что все члены семьи, в том числе и он, ответственны за чистоту в доме.
  • Позвольте ему самому разрешать конфликты. Дайте ребенку подумать, почему произошел этот конфликт, нужно ли ему изменить поведение. Тогда он получит новый полезный опыт. Вмешивайтесь лишь тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и без помощи взрослого не обойтись — например, в случае драки или буллинга.
  • Передавайте ответственность за школьные дела. Пусть ребенок делает домашнее задание и собирает рюкзак в школу сам. Разрешите ему столкнуться с последствиями: забыл учебник, не сделал уроки — что тогда? В то же время будьте готовы помочь, когда он вас об этом попросит.

Почему излишний контроль вреден

Это нормально, что мы хотим оградить ребенка от опасностей. Но с гиперопекой ребенок быстро привыкнет, что за него все делают. Он не научится справляться со стрессом и не сможет адаптироваться к новым условиям, станет требовательным, неуверенным в себе и своих способностях.

Чтобы развить детскую самостоятельность нужно время и терпение. Задача взрослого — постепенно передавать ребенку все больше ответственности за себя и принять позицию наблюдателя, при этом оставаться рядом и быть готовым прийти на помощь, если она понадобится.

В этом же состоит задача наставников по методике Монтессори, которая применяется в детском саду «Классный проект». Ее основной постулат — «Помоги мне сделать это самому!» Ведущая роль здесь отдана ребенку, и это помогает ему гармонично развиваться.

Если хотите узнать больше о том, как устроен детский сад и образовательная среда в нем, запишитесь на экскурсию в форме ниже.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)