Ребенок не хочет учиться. Что делать?
11 октября 2023
Ребенок отказывается идти в школу, скучает на занятиях, выполнение домашнего задания превращается в бесконечную борьбу. Знакомо?
Есть мнение, что раньше такого не было, дети были «умнее» и учились с большей охотой. На самом деле, согласно эффекту Флинна, уровень интеллекта людей во всем мире, наоборот, повышается. А вот уровень мотивации может снижаться.
В этой статье разберемся, какой бывает мотивация и как она влияет на учебу, почему ребенок не хочет учиться и как ему помочь.
Какой бывает учебная мотивация?
Мотивация — это то, что ведет к цели, заставляет действовать. Психологи говорят о нескольких типах мотивации ребенка:
- внутренняя мотивация. Он хочет учиться, потому что ему интересен предмет и нравится познавать новое. Он понимает, зачем учится. В этом случае проблем с учебным процессом не возникает;
- внешняя мотивация. Интересует не сама учеба, а бонусы, которые он получает: хорошие оценки и похвала;
- положительная мотивация. Ребенок ждет награду за свои действия;
- отрицательная мотивация. Ребенок делает что-то, чтобы избежать наказания.
Из этих типов рождаются комбинации:
- внутренняя положительная — «Я делаю это, потому что хочу и понимаю, что мне это даст»;
- внешняя положительная — «Я делаю это, чтобы получить награду»;
- внутренняя отрицательная — «Если я этого не сделаю, буду считать себя неудачником»;
- внешняя отрицательная — «Если я этого не сделаю, меня накажут».
Отрицательная мотивация убивает инициативу и вселяет страх. Она действует, если нужно добиться чего-то от ребенка в короткий срок, но в долгосрочной перспективе приносит лишь вред.
Самая сильная мотивация — внутренняя положительная. Например, «Я изучаю английский язык, чтобы свободно говорить на нем и работать переводчиком».
Внутренняя мотивация хороша тем, что основана на собственных интересах и ценностях:
- она долгосрочная. В ее основе — собственные интересы, цели и ценности. Это позволяет ученикам сохранять мотивацию на протяжении длительного времени;
- она стимулирует саморазвитие и самообучение. Ученики стремятся узнавать новое независимо от внешних факторов, а значит, у них развивается самостоятельное исследование и критическое мышление;
- она приносит удовлетворение и счастье. Дети, мотивированные изнутри, чувствуют большую радость от достижения результатов;
- она развивает независимость и ответственность. Ребенок выбирает учебные цели и способы их достижения, становясь все более самостоятельным.
Есть мнение, что внешняя мотивация может усиливать внутреннюю. Однако, если мы говорим о школьных оценках, есть несколько причин, почему от них больше вреда, чем пользы:
- стресс и давление. Если приоритет для ребенка — получение высоких оценок, он становится более тревожным, испытывает проблемы с самооценкой, а его мотивация к самому процессу познания и получения новых навыков снижается;
- сравнение и соревнование. Оценки порождают конкуренцию в учебной группе, стимулируют детей сравнивать свои оценки с оценками одноклассников, списывать и конфликтовать;
- ограничение творческого мышления. Беспокоясь о том, как получить более высокую оценку, ребенок боится рисковать, выбирать нестандартный подход к решению задачи;
- игнорирование индивидуальных особенностей ребенка. Оценка не гибка. Она не учитывает то, что у разных детей разные склонности. Один — визуал, другой — кинестет, третий — аудиал. Попытки подогнать результаты всех этих разных детей под стандарт мешают развитию их способностей.
В школе «Классный проект» нет оценок в привычном понимании. Учителя анализируют, понял ли ребенок тему, справился ли по времени, аккуратно ли оформил работу. Дети получают обратную связь от педагогов, учатся рефлексировать и самостоятельно оценивать результаты своего труда. Важны не оценки, а то, какие знания приобретают дети.
Почему ребенок не хочет учиться?
Пятиклассник и девятиклассник саботируют учебу по разным причинам. Ниже рассказываем про младший средний возраст.
- Особенности здоровья. Учеба — процесс, который требует длительной концентрации внимания и задействует разные каналы восприятия информации. Поэтому ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дисграфией, дислексией и другими особенностями обучение дается нелегко.
- Отсутствие мотивации и стимула. Об этом мы упомянули в предыдущем пункте. Дети часто не понимают, зачем им просиживать кучу времени за учебниками, ведь приятнее и интереснее гулять или играть.
- Неспокойная обстановка в семье. Дом — это комфортное и безопасное место, где ребенок напитывается спокойствием и энергией для получения новых знаний. Если дом не безопасен, эту энергию негде взять.
- Стресс в школе. Конфликт с одноклассником занимает все внимание ребенка, так что сил на учебу не остается. Негативное отношение к учителю или страх перед ним переносится и на его предмет.
- Давление родителей. Психика заставляет нас сопротивляться, когда мы чувствуем давление. Чем больше родители заставляют ребенка учиться, тем меньше он хочет это делать.
- Заниженная самооценка и комплексы. Детям важна похвала родителей. Если критики в адрес ребенка больше, чем похвалы, его самооценка падает. Он становится неуверенным в себе, боится ошибок и теряет желание учиться.
- Гиперопека и контроль со стороны родителей. Когда родители делают за ребенка домашнее задание, собирают ему портфель, чтобы он не забыл тетрадку, ребенок становится пассивным участником процесса. Чрезмерный контроль блокирует самостоятельность и ответственность.
- Перегрузка и отсутствие отдыха. Часто в расписании ребенка нет и минуты на отдых. Школа, кружки, секции. Концентрация снижается, и к вечеру, когда пора садиться за домашнее задание, у ребенка уже нет сил.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? 8 советов
- Хвалите за старание и поощряйте маленькие победы. В младшей школе ребенок еще очень зависим от мнения родителей. Похвала от самых важных в его жизни людей вдохновит и даст стимул учиться. А критика за ошибки, наоборот, снизит тягу к знаниям. В telegram-канале есть пост, подготовленный совместно с нейропсихологом школы «Классный проект» Юлией Осиповой, о том, как правильно хвалить ребенка.
- Сформируйте распорядок дня. Важно помнить, что младшие школьники еще не могут долго сохранять концентрацию. Запланируйте не только занятия, но и время для отдыха и смены деятельности. Хороший вариант — добавить в распорядок подвижные игры или разминку.
- Обеспечьте комфортные условия. Удобный стол и стул, правильное освещение, порядок в доме. Сюда же относится создание благоприятной и дружелюбной семейной атмосферы без ссор и криков.
- Объясните, как школьные предметы связаны с жизнью. Возьмите за основу увлечения ребенка. Если он любит путешествовать, расскажите, как знание английского языка поможет ему общаться с людьми в другой стране.
- Подберите кружки, интересные для ребенка. Это разнообразит его будни и станет той самой полезной сменой деятельности. Но не больше одной-двух секций, иначе выгорания не избежать. Оставляйте время на отдых.
- Будьте примером. Заражайте ребенка любопытством и интересом к новому. Дети учатся, повторяя модель поведения родителей. Ребенок любит читать, если чтение любят его родители. Это относится и к желанию учиться.
- Оставайтесь друзьями и поддерживайте связь с вашим ребенком. Рассказывайте друг другу о событиях дня. Говорите на разные темы, не концентрируясь лишь на учебе.
- Добавьте в занятия элемент игры. Младшие школьники любят играть и легче воспринимают информацию в игровой форме. В школе «Классный проект» учитывают это. Здесь действует система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, и часть этой системы — сюжетные и ролевые игры.
Если хотите узнать подробности о том, как устроено развивающее обучение в «Классном проекте», запишитесь на экскурсию в форме ниже.