Изучаем естественные науки вместе с Sciencely

Подробнее

Что такое функциональная грамотность, и как развить ее у ребенка

Если нас спросят, кто такой грамотный человек, скорее всего, мы ответим, что он умеет читать, писать и разговаривать по правилам своего языка, а еще обладает знаниями в какой-то сфере, например, своей профессиональной. Однако в современном мире этих навыков не достаточно — важно уметь их правильно применять. За это отвечает функциональная грамотность.

Представьте себе ситуацию: ребенок отлично справляется с математическими задачами в школе, но путается, когда нужно подсчитать сдачу в магазине. Или хорошо читает вслух, но не понимает инструкцию к новой игрушке. Значит, функциональная грамотность развита недостаточно.

В этой статье расскажем, что такое функциональная грамотность, как ее оценивают в мире и как развивать ее у детей.

Что такое функциональная грамотность

В 1978 году появилось определение функциональной грамотности, актуальное по сей день. Его предложило ЮНЕСКО. Функционально грамотный человек эффективно использует все умения, относящиеся к обычной грамотности, в реальной жизни. Выделяют несколько составляющих функциональной грамотности:

  • чтение;
  • математика;
  • естественные науки;
  • финансовая грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • творческое мышление.

Функциональная грамотность нужна, чтобы человек мог быть частью общества, заниматься саморазвитием, анализировать информацию, принимать решения и работать в команде.

Как оценивают функциональную грамотность ребенка

С 2000 года проводится тест PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. Цель — оценить, насколько функционально грамотны 15-летние ученики в чтении, математике и естественных науках. Такая оценка дает глобальное понимание, как готовить молодежь к успешной жизни и карьере в современном мире.

PISA не оценивает знания по отдельным предметам, а проверяет способность учащихся применять знания в реальных ситуациях. Тест определяет уровень критического мышления, способность решать проблемы и работать с информацией. Это и дает ответ на вопрос «Что такое функциональная грамотность?».

Вот несколько примеров заданий из теста.

  • Чтение. Учащимся предлагается пара текстов о пользе или вреде коровьего молока и задания к ним: выявить буквальный смысл текста, осмыслить информацию, понять, для чего она была написана, сделать выводы, основываясь на нескольких источниках, определить, где факт, а где мнение, обнаружить противоречия.
  • Естественные науки. Ученики должны провести исследование: как меняются возможные последствия бега на длинные дистанции в зависимости от погодных условий. В задании используется интерактивная модель.
  • Финансовая грамотность. Семья берет автомобиль в кредит. Необходимо проанализировать бюджет семьи с учетом кредита и расходов на бензин и ремонт. Учащимся нужно ответить, какие изменения произойдут с расходами семьи, если семья будет использовать автомобиль чаще.

Как развить функциональную грамотность у ребенка?

Развивать функциональную грамотность можно и нужно с раннего детства. Рассказываем об активностях, которые подойдут дошкольникам и ученикам начальных классов.

Чтение

  • Читайте книги вместе с ребенком, обсуждайте сюжет, персонажей и мораль. Поощряйте ребенка задавать вопросы и делиться своими мыслями. Почему герой поступил именно так? Были ли у него другие варианты? Как бы сделал ты? Так развивается мышление.
  • Внедрите регулярное самостоятельное чтение. О том, что нужно, чтобы научиться читать с нуля, мы писали ранее в блоге. Начните с коротких текстов, постепенно увеличивая сложность и объем. Также обязательно обсуждайте прочитанное.
  • Найдите читательский клуб среди дополнительных образовательных программ или организуйте сами. На встречах дети не просто читают книги, но и делятся впечатлениями, анализируют поступки героев, учатся аргументировать свое мнение.
  • После прочтения книги предложите ребенку создать иллюстрации, написать продолжение истории, придумать альтернативную версию сюжета.

    Математика

  • Используйте повседневные ситуации — совершение покупок, измерения, планирование для развития математических навыков. В школе «Классный Проект», например, на уроках математики ученики решают прикладные задачки. Хватит ли тарелок, если сервировать каждому гостю по две? На сколько гостей хватит коробки из 12 кексов, если раздавать каждому по три? Или в групповой работе ищут, как уравнять объем в сосудах не в теории, а на практике.
  • Поощряйте ребенка решать задачи самостоятельно, предлагая подсказки при необходимости. Помните о зоне ближайшего развития, предлагайте задачи, посильные по возрасту и уровню знаний ребенка, постепенно усложняя их.
  • Используйте математические игры, головоломки и пазлы, чтобы развивать логическое мышление и пространственное восприятие. Ведущая деятельность у маленького ребенка — игровая, так что быстрее и лучше он схватывает информацию именно в игре.
  • Развивайте финансовую грамотность. Составляйте список покупок, берите ребенка с собой в магазин. Планируйте бюджет, обсудите, как в него уложиться. Сколько денег мы можем потратить на сладости, и сможем ли мы купить еще и раскраску, если выберем этот пазл?

Глобальные компетенции

  • Развивайте медиаграмотность. Учите детей критически оценивать информацию из разных источников, отличать факты от мнений, распознавать фейки, не доверять каждому слову, написанному в интернете.
  • Занимайтесь исследованиями. Пусть ребенок выберет интересующую тему, сформулирует вопросы, поищет информацию в книгах и интернете, сделает выводы и представит результаты работы. В школе «Классный Проект» в рамках проектной деятельности ученики занимаются подобными исследовательскими проектами. Это тренировка как индивидуальной, так и командной работы.
  • Тренируйте навык общения. Устраивайте дебаты и дискуссии. Учите ребенка аргументировать свою точку зрения, слушать и уважать мнение собеседника, находить компромиссы.

Креативное мышление

  • Задавайте ребенку открытые вопросы, побуждающие к размышлениям и поиску нестандартных решений. Вопрос «А что, если…?» стимулирует искать не один, а много вариантов развития событий.
  • Позвольте играть с различными материалами, конструировать, рисовать, лепить, сочинять истории, не ограничивая фантазию жесткими рамками и не оценивая результат с точки зрения правильности. Важно создать безопасную и поддерживающую атмосферу, где ребенок не боится ошибаться и пробовать новое.
  • Стимулируйте воображение ребенка через игры, чтение, посещение музеев и театров, общение с природой. Поддерживайте интерес к хобби и увлечениям, помогайте находить новые способы самовыражения. Главное — не навязывать свои идеи, а помогать ребенку раскрыть собственный творческий потенциал.

Надеемся, что помогли вам разобраться, что такое функциональная грамотность. Одна из целей школы «Классный Проект» — воспитание детей нового времени, которые не только обладают всеми необходимыми для жизни навыками, но и умеют их применять на практике.

Запишитесь на экскурсию в форме ниже, если хотите поближе познакомиться с нашей школой.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)