«Дочка сразу стала говорить, что у нее лучшая школа». Интервью с родителем
28 августа 2023
Мы начинаем серию интервью с родителями воспитанников «Классного проекта». Хотим, чтобы вы вдохновились этими историями, узнали, какая атмосфера царит в семьях, и могли почерпнуть что-то новое для себя. Ну и просто почитали интересную историю, которая, уверены, никого не оставит равнодушным.
С первой мы пообщались со Светланой Волтегиревой, мамой двоих детей — трех и семи лет. Узнали, какие у них с детьми есть ежедневные ритуалы, какие эмоции испытывают ее дети, находясь в «Классном проекте», и о том, как она составила образовательную стратегию на 40 листов и «защитила» ее перед мужем. Об этом читайте в нашем интервью.
Сколько вашим детям лет?
Старшей дочке Ане — 7, а младшему Саше — 3. Оба ходят в «Классный проект». Дочь окончила нулевой класс, а сын сейчас из группы тоддлеров (дети от года до трех лет) переходит в среднюю группу.
Как вам удается совмещать семью, карьеру, обучение?
Я абсолютно убеждена, что одно не исключает другого. И, более того, всегда смущаюсь, когда говорят: либо карьера — либо семья. У кого-то, например, трое детей, а у меня двое детей и бизнес. Удается совмещать за счет школы и сада полного дня. Потому что дети с 08:15 до 18:00 находятся там. Плюсом ко всему, у меня есть возможность выстраивать график так, как мне удобно.
Есть ли у вас какие-то ежедневные ритуалы с детьми?
Поскольку детей двое, им всегда есть, чем заняться вдвоём. Старшая дочка — творческая натура: ее интересуют театр, балет. В последнее время она выступает эдаким «режиссером-сценаристом»: они с младшим братом придумывают разные сценки, репетируют, потом зовут меня на показ.
После школы и сада мы всегда гуляем. В любую погоду: и зимой, и в дождь. Пожалуй, это можно назвать обязательным ритуалом. И, конечно, добрая традиция — книги перед сном. Причем, когда мы с мужем оба дома, мы разделяемся, чтобы каждый родитель мог посвятить время чтению одному из наших детей. Это тот возраст, когда найти книгу, которая была бы одинаково ценна и увлекательна для обоих детей, довольно сложно. Конечно, старшая дочка готова слушать и «Собачку Соню», и «Петсона», и даже Сутеева. Другой вопрос — получает ли она из этого что-то, кроме нашего совместного времяпрепровождения? Еще у нас есть правило: папа читает на английском, а мама читает на русском. И когда я берусь читать на английском, младший, Саша, протестует: «Нет, мама читает на русском». Соответственно, когда папа берет книгу на русском, он говорит: «Нет-нет-нет, папа читает на английском».
Со старшей дочкой у нас есть папка впечатлений. Мы регулярно ходим в театры, музеи, на экскурсии и различные мероприятия. И когда мы приходим домой, Аня потом делает зарисовки. Так она лучше усваивает информацию, тоньше и детальнее проживает свои эмоции и впечатления.
Какие черты характера вы видите в детях?
Один из моих наставников сказал про Аню: «Аня — близнецы. И вы должны полюбить их обоих». Когда Аня была маленькой, нам с мужем было сложно понять ее противоречивый характер и нрав. Если мы шли на какое-то мероприятие, для меня это всегда был стресс. Аня может быть яркой, смелой, а может — очень робкой и замкнутой, очень любезной и ласковой или грубой и дерзкой. И я никогда не знала, с какой Аней в итоге приду, и что мне от нее ждать. Сейчас мы понимаем, что Аня — сложный механизм с множеством рычажков, кнопочек, регуляторов и огромный, невероятно красивый внутренний мир. Порой нам неведомый и местами непостижимый. А Саша… я его называю «крепкий малый». Он крепкий и физически, и внутренне. И если для Ани важен подход ювелирный, тонкий, индивидуальный, то Саша — гораздо более адаптивный.
Как вы выбирали школу и детский сад для детей?
Учитывая Сашину адаптивность, в приоритете был выбор школы для Ани. До 6 лет она училась в традиционном Монтессори-саду (не в «Классном проекте»). Предполагался линейный перевод в Монтессори-школу, но именно школа интуитивно виделась мне другой. Закономерно встал вопрос: а какой? Как вообще подобрать ребенку школу? Тогда я прошла обучение по составлению детской образовательной стратегии. Итогом обучения стала стратегия для Ани на 40 листов с правками и комментариями от куратора. Впоследствии я презентовала свои труды мужу. По сути, состоялась моя «защита диплома» перед супругом. Он проникся и одобрил. В дальнейшем мы обратились за консультацией к профессиональному образовательному коучу, который помог нам составить шорт-лист школ. Однако, для того чтобы наши дети могли посещать выбранные школу и сад, нам нужно было переехать ближе к школе. Это потребовало дополнительных финансовых затрат: мой муж сменил работу, а я запустила новый проект. Таким образом, идея об образовании детей подняла планки наших собственных амбиций в профессиональных сферах.
А по каким критериям выбирали школу?
Перед нами стояла задача — выбрать самую подходящую для Ани школу. Это самая правильная, на мой взгляд, формулировка. Многие просят посоветовать хорошую школу. Но для каждого ребенка и семьи в целом хорошая школа — своя.
Мы искали прескул, в котором наш ребенок сможет легко адаптироваться и обучаться в состоянии интереса и фоновой радости. Это индивидуальный подход к ученику, уважительное отношение и общение между всеми членами сообщества. Важное значение для нас имеет развитие мягких навыков, особенно коммуникации и презентации.
На что мы обращали внимание при выборе школы для принятия решения:
— сильная учебная программа;
— изучение предметов посредством опытов, экспериментов, проектов и различных интересных занятий;
— кросс-предметное обучение;
— как проходит обучение английскому языку. Есть ли разные группы по уровню подготовки;
— системы оценок и отслеживание прогресса;
— есть ли дополнительные увлекательные кружки;
— есть ли возможность полного дня;
— внеучебная активность;
— какая поддержка оказывается ребенку в сложных ситуациях и как решаются конфликты;
— есть ли план перехода/поступления в среднюю школу;
— общее техническое оснащение школы.
Это я сейчас подсмотрела в своем 40-страничном «трактате», написанном 1,5 года назад. Полезно через некоторое время открывать и сверяться. Приятно осознавать, что все очень даже совпадает с тем, что мы получаем от «Классного проекта». Мне нравится.
Как вы вышли на «Классный проект»?
Изначально «Классный проект» у нас был в списке рекомендаций от образовательного коуча. Я помню, что тогда на сайте не увидела, есть ли подготовительный класс, и закрыла его. А потом случайно узнала, что в «Классном проекте» пройдет день открытых дверей. На тот момент у меня уже был другой план, и оставалось совсем немного до принятия решения. Но на дне открытых дверей Елена на меня произвела большое впечатление. Я рассказала мужу, и через неделю мы приехали с ним и ребенком на пробный день. Уже тогда дочка отказывалась уходить домой и заявила, что будет учиться только здесь! Вот так оно все и случилось. Благодаря тому, что есть возможность пробного дня и такого тесного контакта с основателем проекта, легко составить свои мнение и впечатление.
Что вы можете сказать о своих детях после года обучения в «Классном проекте»?
Дети на своем месте. В очень любящей и принимающей среде. Мне сложно представить, чтобы в детстве я подбежала к директору школы и обняла его или учителей. А в «Классном проекте» именно так. Я привожу детей. И нас все встречают с улыбкой, как родных. «Анечка, ты идешь сегодня на зарядку?»
Саша бежит в объятия педагога. И она обнимает его не только руками, но всем своим огромным сердцем.
У меня есть несколько секунд откалиброваться с самой собой: «Что я чувствую? Что я слышу?» А слышу Scorpions и запах кофе. В холле, правда, по утрам включают музыку и можно сделать себе чашечку кофе. Щурюсь от внутренней теплоты. «И это школа!» — говорю я про себя. И, счастливая, ухожу по своим делам.
Аня очень поменялась за год, раскрылась. Обучаясь раньше в саду, в группе из 30 детей, она стеснялась проявлять себя. Здесь же, в небольшом классе, она стала гораздо смелее, увереннее и ярче. Я всегда знала, что она может быть такой. Просто нужны благодатное пространство и окружение. А дальше уже дело тренировки, и новые паттерны и нейроны прочно закрепятся.
А какое самое яркое впечатление у вас связано с «Классным проектом»?
Мне очень понравилась игра «Что? Где? Когда?», которая проводилась в школе. Там все было по-настоящему: стол, волчок, господин ведущий, гонг, хрустальная сова, музыка. И мы, родители, в это так вовлеклись! Команда знатоков — родителей, и телезрителей — детей, шли «ноздря в ноздрю», у нас был равный счет. И вот финальный раунд. Нам задают вопрос. Мы поддались и ответили откровенную глупость. Как же дети радовались! Как же смеялись, что мы такую ерунду ответили. И столько тогда любви было в родительских глазах. Я бы хотела, чтобы такого плана и на таком уровне мероприятия проводились с определенной регулярностью. Потому что это было очень объединяюще и для родителей, и для детей, и для команды школы.
А еще очень запомнился весенний флешмоб «Разноцветные пятницы». Каждую пятницу задавался цвет, и дети по желанию могли прийти в определенном цвете: синем, красном, зеленом, желтом, фиолетовом. Родители поддержали эту идею. Мы заранее планировали наряды. Даже бабушка спрашивала: «Так, а на следующую пятницу у нас есть одежда? В чем дети пойдут?». Я что-то специально покупала, потому что хотелось поддержать задумку. И каждую пятницу ждала отчетную фотографию, когда все фотографировались в одном цвете.
Что ваши дети говорят про «Классный проект»?
Они в состоянии абсолютнейшего счастья и гармонии. Им замечательно. Дочка сразу начала говорить: «Это моя самая лучшая школа, моя лучшая школа в мире». Сашу вообще очень сложно увести из сада. Я вчера потратила на это полчаса. У них как раз появились в игровой комнате новые игрушки. Саша в принципе такой человек с девизом по жизни: «Мир прекрасен, и меня здесь ждали». Когда он выходит из сада, говорит: «Мама, у меня был хороший день».
Когда в расписании Ани есть живопись, это гарантированно делает ее день счастливым. Завтра у нее также будет счастливый день, потому что в плане занятие 3D-физкультурой. В целом, в каждом дне есть особенные моменты, которые приносят ей радость и позволяют считать этот день счастливым. Иногда это просто день, когда есть оладушки.
Какой совет вы бы дали родителям, которые планируют отдать своего ребенка в «Классный проект»?
Самый главный совет — идти только с верой в проект. Потому что любое состояние себя усиливает. Счастливый и радостный человек будет искать, что его порадует еще больше. Человек сомневающийся будет искать, что еще больше укрепит его сомнения. Каждая школа хороша для конкретного ребенка и конкретной семьи. Нужно четко для себя понять на входе: совпадают ли ценности, подход, видение? И тогда уже идти с верой и с желанием привнести что-то хорошее и быть опорой не только для своего ребенка, но и для всего коллектива.