Как формируется мотивация к обучению в школе?
20 ноября 2024
«Мой ребенок не хочет учиться. Что делать?»
Кажется, совсем недавно ребенок привык к детскому саду и с удовольствием начал в него ходить. И вот новый шаг — школа. Появляется новый вопрос — как повысить мотивацию ребенка к обучению в школе?
Мотивация к обучению в школе зависит не только от внешних обстоятельств (интересная подача материала, контакт с учителем), которые чаще всего на виду, но и от внутренних. Мотивация — многогранное понятие, проще всего пояснить его как импульс к действию, который возникает в определенных обстоятельствах. Условия, внутреннее понимание причин и следствий — все это влияет на силу мотивации.
В статье расскажем, от чего зависит мотивация, и дадим 6 советов как повысить мотивацию к обучению в школе.
От чего зависит мотивация к обучению в школе
Шведский профессор Э. М. Скаалвик в своем труде «Мотивация и обучение»
утверждал, что мотивацию формируют несколько вопросов, связанных с личностью ученика и самой школой, а именно:
- вера ученика в свои способности — «насколько я способный к обучению?»;
- самооценка и самоуважение — «насколько я хорош?», «могу ли я это сделать?»;
- понимание цели — «насколько это полезно/важно?»;
- ожидания от обучения — «чему я научусь из этого?»;
- понимание причин — «почему я преуспел / потерпел неудачу?»;
- социальные отношения — «какое значение для меня имеют дом, учитель и другие ученики?».
Если обобщить эти данные, можно выделить три основные опоры для ребенка:
1) ощущение самоценности;
2) понимание целей;
3) хорошие отношения с учителями и сверстниками.
Желание учиться и осваивать новые навыки есть у ребенка с детства — вспомните, какой восторг он испытывал от попадания мячом в цель и верного складывания конструктора. Тогда не существовало никаких сдерживающих факторов: негативного общения со сверстниками и взрослыми, сомнений в своих силах. И в этот период именно родители поддерживали у ребенка желание узнавать новое.
Ключевая задача, которая стоит перед школой и родителями, желающими вернуть ребенку мотивацию к обучению, — создать безопасную среду, вернуть осознание самоценности и сформировать цели.
6 советов, чтобы повысить мотивацию к обучению в школе
Поддерживайте здоровую самооценку ребенка
Безопасная обстановка в доме и поддержка родителей — основа развития ребенка с хорошей самооценкой и мотивацией к успеху. Именно поведение родителей в большей степени влияет на формирование самооценки ребенка.
Концентрируйтесь на хорошем, отмечайте успехи ребенка, а не ругайте за неудачи. Обращайте внимание на то, что у него хорошо получилось. Частая ошибка родителей — воспринимать хорошие оценки как должное, а концентрировать внимание на плохих отметках. Это снижает мотивацию и разрушает самооценку.
Формируйте мотивацию внутри семьи
Обстановка в доме должна быть не только поддерживающей, но и мотивирующей. Интересуйтесь успехами ребенка в школе, рассказывайте про важность и ценность образования — делайте это спокойно и без давления. Говорите с ребенком не только о том, как важно хорошо учиться и осваивать новые знания, но предлагайте ему обсудить возможные проблемы, будьте вовлеченными. Спрашивайте у ребенка: «Как прошел день?», «Что сегодня выучили новое?», «Тебе понравился сегодня урок истории? А что вы там проходили, расскажешь? Я тоже люблю историю».
Покажите важность знаний на примере
«Вырасти достойным человеком и много зарабатывать» — это, конечно, хорошая цель. Но для ребенка абсолютно немотивирующая, так как он еще не понимает ее ценности. А вот выучить английский, чтобы написать письмо любимому актеру или супергерою, а может, даже иностранному блогеру — цель вполне понятная.
Математика применима в магазине, когда вы планируете, что сможете купить на определенную сумму денег, а физика поможет разобраться, как работает любимая игрушка на радиоуправлении.
Расскажите о своем опыте
Вы сами были ребенком и наверняка помните, как хотелось получить понимание и поддержку, а может, даже совет. Расскажите своим детям, как вы справлялись с учебой, как это повлияло на вас, какие знания вам пригодились и как вы справлялись с неудачами. Приведите пример, как вы сейчас применяете навыки в работе, как иногда теряете мотивацию — но находите в себе силы и становитесь лучше.
Самое главное — не давите на ребенка и не давайте ему советы, если он в данный момент не готов их слушать.
Не концентрируйтесь на отметках
Если ребенок получает плохие отметки и имеет проблемы в освоении материала — не обращайте внимание только лишь на цифры в дневнике. Обсудите с ребенком и учителем, какие проблемы в обучении существуют, а что удается ребенку лучше. Скорректируйте домашнюю подготовку к учебе и обязательно поощряйте успехи. В идеале выберите школу, которая придерживается не традиционной, а критериальной системы оценивания. Мы писали об этой системе, которую применяем в школе «Классный Проект».
Выберите школу, где ребенку будет комфортно
Как мы уже указывали ранее, окружающая среда имеет большое влияние на развитие ребенка. В одном из исследований основной проблемой в мотивации дети называли негативный опыт общения с учителями: «Если учитель не очень мотивирован, не обладает знаниями и не проявляет сочувствия на уроках, то, возможно, это ухудшает настроение».
Отношения с одноклассниками также играют большую роль в мотивации к обучению в школе. Если школа не принимает участия в урегулировании конфликтов, а ребенок чувствует себя подавленно из-за отношения сверстников, стоит сменить учебное заведение.
В «Классном Проекте» действует система критериального оценивания, которая помогает детям объективно оценивать свои знания, а родителям — контролировать процесс обучения ребенка. В штате есть нейропсихолог и педагоги, которые всегда помогут ребенку с адаптацией и создадут безопасную обстановку. Мы всегда отслеживанием мотивацию наших воспитанников и обсуждаем ее с родителями.
Запишитесь на экскурсию в форме ниже, чтобы узнать, как устроена наша школа.