Вакантные места в 1-4 класс

Узнать подробности

Что делает логопед: рассказываем на примере педагога «Классного Проекта»

По данным журнала Contemporary Pediatrics — «Современная Педиатрия», количество детей с нарушениями речи со времен пандемии выросло на 110%. Логопед — это специалист, который диагностирует и корректирует эти нарушения. В статье расскажем о том, что делает логопед на примере педагога школы и детского сада «Классный Проект» Киль Ларисы Владимировны.

Как понять, что ребенку нужен логопед? Нормы речевого развития

Формирование и развитие речи у ребенка — процесс многогранный и сложный, но при этом, по меркам возрастной периодизации, весьма скоротечный. Он идет на протяжении дошкольного детства и совершенствуется в младшем школьном возрасте. Существуют «сензитивные периоды» развития ребенка или, как называл их советский ученый Л.С. Выготский, «чувствительные окна», когда нормы родного языка усваиваются наиболее легко и эффективно — от первого года жизни до 6 лет. Родителям важно не пропустить эти периоды развития. Для этого надо знать возрастные нормы и обращать внимание на тревожные звоночки:

  • до 3-5 месяцев отсутствует гуление;
  • до года отсутствует лепет — ба-ба-ба, ма-ма-ма, да-да-да;
  • в 1-1,5 года ребенок совсем не говорит простых слов типа «мама», «на», «иди», отсутствуют звукоподражания и указательный жест;
  • в 2 года ребенок говорит на «птичьем» языке — эмоционально, активно, но на своем, придуманном языке, даже если все понимает;
  • первые слова у ребенка, например, не «вода», «часы», «рыба», а нехарактерные — «инопланетянин» или «акваланг»;
  • после 3 лет не говорит о себе «я» и не умеет употреблять местоимения «он», «она», «мы». Не выполняет двусоставную инструкцию. Например, «возьми красную чашку и отнеси на стол»;
  • в 4 года не задает вопросы «когда?», «где?», «почему?», «зачем?»;
  • после 4 лет смягчает простые звуки, например «щапка» или «сяпка» вместо «шапка», «масинка» вместо «машинка», не выговаривает или заменяет их: «тот» вместо «кот»;
  • в 5 лет не составляет рассказ по картинке, не классифицирует слова по группам;
  • в 6-7 лет не подбирает синонимы и антонимы, не использует предлоги и союзы в речи, не может емко пересказать сюжет книги или фильма, не произносит или не выговаривает звуки «р», «л», запинается или заикается;
  • в школьном возрасте ребенок имеет проблемы с чтением или письмом.

Вероятно, эта периодизация в будущем может измениться, но пока не появилось фундаментальных исследований на тему, специалисты ориентируются на нее.

Важно! Есть веские причины обратиться к логопеду с 4 лет, если ребенок не отвечает на вопросы, имеет сложности в запоминании и пересказе коротких текстов, рассказов, переставляет или путает местами слоги.

Какие проблемы решает логопед

  1. Отсутствие или задержка в развитии речи. Если ребенок не начинает говорить к определенному возрасту или его речь неразборчива, это может быть признаком задержки в развитии. В таком случае важно обратиться к логопеду для оценки и коррекции ситуации.
  2. Проблемы с произношением. Некоторые дети испытывают трудности с произношением определенных звуков или звуковых сочетаний. Например, звук «р» может заменяться на «л» или искажаться. Логопед помогает выявить эти проблемы и разработать индивидуальный план коррекции.
  3. Трудности с пониманием речи. Дети, которым сложно понимать смысл слов или предложений, могут иметь проблемы со слуховым восприятием.
  4. Проблемы с грамматикой и лексикой. Сюда относится неправильная формулировка предложений, использование слов в неверном значении ошибки в согласовании слов и словообразовании.

Что делает логопед в детском саду и школе

Работая с дошкольниками, логопед диагностирует речевые нарушения, проводит индивидуальную работу с детьми для развития речи и консультирует родителей и педагогов по вопросам речевого развития. Занятия с логопедом также готовят ребенка к школе. На них дети пополняют словарный запас, развивают слуховое восприятие, внимание и память, формируют первоначальные навыки языкового анализа и синтеза, развивают связную речь, знакомятся с понятиями «звук», «буква», «слово» и так далее.

Логопед диагностирует и корректирует речевые нарушения и у школьников. Педагог организует индивидуальные и групповые занятия по развитию речи и сотрудничает с учителями, чтобы вместе создать благоприятную речевую среду в классе. Благодаря комплексному подходу дети достигают успеха в развитии речи.

При работе с детьми логопед использует различные методики и приемы. Среди них:

  • артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений для совершенствования подвижности органов речи (мимических мышц, мыщц языка);
  • игры, упражнения и техники для развития правильного речевого дыхания;
  • прослушивание звуков окружающего мира, игра на музыкальных инструментах для развития неречевого слуха, для дифференциации акустически сходных звуков;
  • упражнения и игры для развития и совершенствования речевого слуха, тренировка фонематического восприятия;
  • игры, упражнения, заучивание на слух стихотворений, пересказы коротких текстов для увеличения объема слухоречевой памяти;
  • пальчиковые и танцевальные игры с проговариванием потешек, стихов; марши с речевым сопровождением для развития ритмических способностей;
  • и многое другое.

Развитие речи — это ключ к успешной адаптации в обществе. Трудности в общении могут стать преградой на пути к успеху и самореализации.

В школе «Классный Проект» логопед — не просто специалист по речевой терапии, но и наставник, который помогает преобразить жизнь ребенка к лучшему.

Если хотите узнать подробнее, как устроена наша школа, запишитесь на экскурсию в форме ниже.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)