Дополнительный набор в 0-4 классы.

Записаться

Задержка речевого развития у детей: как помочь заговорить?

Задержка речевого развития у детей — самая распространенная. По данным Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств, в США у 1 из 12 детей от 3 до 17 лет наблюдается задержка речевого развития.

А с 2022 года этот диагноз ставят вдвое чаще по сравнению с периодом до пандемии. Речь тесно связана с воображением, мышлением и памятью. Если у ребенка развита речь, ему легче осваивать новые навыки и адаптироваться в обществе.

В статье рассмотрим этапы развития речи, узнаем, как распознать признаки задержки речевого развития и как помочь ребенку заговорить.

Развитие речи и признаки его задержки. Что важно не пропустить

Психолог и педагог А. Н. Леонтьев выделил 4 этапа развития речи детей:

  1. Подготовительный — от рождения до 1 года.За первый год малыш проходит огромный путь в развитии речи — от гуления и лепета до первых слов. Главные достижения к первому дню рождения — отклик на собственное имя, улыбка в ответ родителям, произнесение звуков, указательный жест. Еще один хороший знак — малыш не пропустил этап ползания на четвереньках. Ползание влияет на развитие мышления.
  2. Преддошкольный — до 3 лет.На этом этапе растет пассивный словарный запас. Тоддлер повторяет за взрослыми, при этом иногда путая звуки и слоги. В 3 года он уже меняет грамматические формы слов.Тревожные звоночки: двухлетний ребенок не произносит слова и не понимает, что ему говорят взрослые, а трехлетний предпочитает фразам жесты и мимику.
  3. Дошкольный — до 7 лет.В 3–4 года ребенок говорит, отвечает на вопросы, пересказывает сказки, при этом все еще может путать некоторые звуки. Все это время увеличивается активный словарный запас. Если после 4–-5 лет ребенок не выговаривает звуки л и р, стоит обратиться к логопеду.
  4. Школьный. В этом периоде на передний план выходит развитие письменной речи.

В чем причины задержки речевого развития у детей

Речевое развитие может задерживаться по физиологическим и бытовым причинам.

Физиологические причины:

  • родовые травмы;
  • особенности уздечки и неба;
  • проблемы со слухом, как врожденные, так и приобретенные после инфекций;
  • общая задержка развития;
  • расстройство аутистического спектра;
  • травмы головы;
  • нарушение сенсорных систем.

Остановимся подробнее на последней в этом списке причине — нарушении работы сенсорных систем.

Сначала мы учимся двигаться, и только потом — говорить. Чем больше ребенок двигается, тем больше нейронных связей у него формируется. За движением следует развитие речи и способность к обучению.

Эрготерапевты Мэри Сью Вильямс и Шерри Шелленберг разработали пирамиду обучения. В ее основе — три главные сенсорные системы: тактильная, вестибулярная и проприоцептивная. Их развитие — фундамент, без которого гармоничное развитие речи невозможно.

  • Тактильная система отвечает за то, как мы ощущаем прикосновения. Признаки нарушения ее работы: ребенок не любить мыть и стричь волосы, придирчив к некоторым видам тканей одежды, не любит пачкать руки, ходить босиком по разным поверхностям.
  • Вестибулярная система — это наше ощущение своего тела в пространстве, то, как мы держим равновесие. Если у ребенка проблема с балансом, есть страх высоты и падений, ему нужно развивать вестибулярную систему.
  • Проприоцептивная система — про то, как мы чувствуем мышцы и суставы, она влияет на планирование и контроль действий. Сосредоточиться на проприоцептивной системе следует, если малыш часто падает, ходит на носочках, не может контролировать свою силу и если он не очень вынослив.

Бытовые причины:

  • педагогическая запущенность. Если родители не общаются и не проводят качественное время с ребенком, он предоставлен сам себе, то его словарный запас не растет, ему тяжело понимать и использовать сложные грамматические конструкции. Отсюда проблемы с социализацией и успеваемостью. Но это касается не только неблагополучных семей. Вседозволенность также ведет к педагогической запущенности. Ребенку необходимы дисциплина и правила, которых придерживаются все члены семьи. Например, мы убираем за собой разбросанные вещи и игрушки, едим только за столом, не деремся и не кидаемся предметами;
  • чрезмерное использование гаджетов. По данным исследования 2017 года, чем больше времени ребенок младше двух лет проводит со смартфонами и планшетами, тем больше вероятность проблем с речевым развитием;
  • есть мнение, что билингвизм может привести к задержке речевого развития у детей. Но исследования этого не подтверждают. Билингвизм не тормозит, а стимулирует развитие. В школе «Классный проект» занятия проводятся на двух языках — русском и английском. Погружение в языковую среду  развивает мышление и умственную гибкость.

Первым делом исключите физиологические причины задержки речи. Если заметили отставание в речевых навыках, покажите ребенка специалистам: неврологу, дефектологу, логопеду, нейропсихологу.

С бытовыми же причинами можно и нужно работать самим родителям. Вот 8 советов для родителей, которые столкнулись с задержкой речевого развития у детей.

Как помочь ребенку заговорить

  • Разговаривайте с ребенком. Говорите четко, обычным тембром без сюсюканий. Но не превращайтесь в «радио». Используйте знакомые ребенку слова, постепенно добавляя новые. Задавайте вопросы, которые предполагают развернутый ответ, а не «да» или «нет».
  • Читайте малышу книги. Это поможет расширить словарный запас ребенка. Если ребенок видит ваше лицо, мимику и артикуляцию, пока вы читаете, ему проще понять, как произносятся звуки. Когда у ребенка появляются любимые сказки и стихи, которые он неоднократно слышал, со временем он начинает договаривать уже знакомые слова. Поощряйте его в этом.
  • Обеспечьте общение со сверстниками. Если ребенок не посещает сад, регулярно ходите в гости и приглашайте к себе мам с детьми.
  • Меняйте обстановку. Сводите малыша в зоопарк, парк аттракционов или кукольный театр. Путешествия также полезны при задержке речевого развития у детей. Свежий воздух, природа, отсутствие механического городского шума снимают напряжение, нормализуют сон и ускоряют прогресс речевых навыков.
  • Не заставляйте ребенка говорить. С большой вероятностью частое «скажи» вызовет протест. Стимулируйте речь в игровой форме без давления.
  • Сократите время у телевизора, если есть задержка речевого развития. Важно, чтобы телевизор не был включен фоном в комнате, где находится ребенок.
  • Сохраняйте спокойствие. Помните, что задержка речевого развития у детей в большинстве случаев исправима. Ребенок считывает эмоции значимых взрослых, лишняя тревожность ему ни к чему.
  • Развивайте крупную и мелкую моторику ребенка. Движения пальцев рук связаны с речевой функцией. Попробуйте пальчиковую гимнастику, игры с крупами, шнуровку, лепку из пластилина или теста, рисование пальчиковыми красками. Такие занятия применяют в методике Монтессори. Она лежит в основе образовательной программы детского сада «Классного проекта».

Запишитесь на экскурсию в форме ниже, чтобы узнать, как устроено обучение в нашем детском саду.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)