Изучаем естественные науки вместе с Sciencely

Подробнее

Как развивается речь ребенка и почему советские нормы не работают? 5 факторов, которые влияют негативно на развитие сейчас

Развитие речи у детей — это индивидуальный и многогранный процесс. В советское время существовали нормы развития речи, которые считались универсальными для всех детей.

В этой статье вместе с учителем-логопедом школы «Классный проект» Ларисой Владимировной Киль рассмотрим, как развивается речь ребенка, почему советские нормы не соответствуют сегодняшним реалиям и перечислим 5 важных факторов в развитии речи.

Как развивается речь ребенка

Развитие речи у ребенка — это сложный процесс, который протекает в несколько этапов:

  • Новорожденный младенец общается с окружающим миром через плач, затем смех и мимику.
  • От трех до шести месяцев начинает появляться гуление. Эти первые звуки — предпосылка для будущего развития речи.
  • От шести месяцев до года ребенок начинает произносить слоговые сочетания и первые слова: «мама», «папа», «дай». При этом критически важно общение с родителями и окружающими, поощрение, зрительный и эмоциональный контакт.
  • К двум годам формируется словарь из нескольких десятков слов, и ребенок уже сочетает их в простые фразы: «Хочу молоко», «Мама, дай мяч».
  • С двух лет активно развиваются грамматические структуры, расширяется словарный запас, произношение становится более правильным и точным. Появляются вопросительные предложения, в том числе «Почему…?», а затем мини-рассказы о происходящем.

Какие нормы существовали в советское время

Предлагаем познакомиться с некоторыми критериями, которые считались нормой развития детской речи:

    • к одному году в активном словарном запасе ребенка есть минимум десять слов
    • к одному году малыш владеет указательным жестом
    • к двум годам ребенок разговаривает фразами
    • в три года он рассказывает стихи наизусть
    • к 6 годам поставлено правильное произношение всех звуков русского языка

Современные дети все чаще не вписываются в эти нормы. По данным Минздрава РФ, около 30% детей до трех лет и 20-25% дошкольников имеют нарушения в развитии речи. Главный вопрос здесь — пришло время поменять нормы или подход к развитию речи ребенка?

Почему советские нормы больше не работают?

Советские нормы предполагали, что все дети должны развиваться одинаково. Они должны были достичь определенных речевых «вех» в строго определенные сроки. Но такой подход игнорировал уникальность развития каждого ребенка, что часто приводило к ненужному стрессу и давлению как на детей, так и на их родителей. Отклонение от нормы может быть индивидуальной особенностью ребенка, а не признаком патологии.

Стоит бить тревогу или нет, если к 2 годам малыш еще не говорит предложениями, подскажет только специалист. Ранее мы писали о задержке речевого развития и перечислили признаки, на которые важно обратить внимание, если вы заподозрили задержку развития речи у ребенка.

Современные подходы к тому, как развивается речь ребенка, сосредоточены на его индивидуальности. Важно наблюдать за естественным прогрессом ребенка и поддерживать его путь и темп развития. При этом в силах родителей и педагогов обеспечить детям благоприятную среду для этого развития.

5 основных факторов, которые негативно влияют на развитие речи ребенка

Ранний доступ к гаджетам

В прошлом в среднестатистической семье чаще всего был один телевизор, который смотрели в основном взрослые. Сейчас у каждого члена семьи, в том числе и у детей, есть собственный гаджет, а то и несколько. Мы уже писали свое мнение о гаджетах для детей. Опасность заключается в том, что если гаджет систематически попадает в руки маленького ребенка, у которого еще не сформировалась речь, риски ее задержки возрастают. Это доказало исследование, которое проводила Американская академия педиатрии.

Поэтому для здорового развития ребенка необходимо ограничить доступ к гаджетам до 5-6 лет по нескольким причинам:

  • Частое мелькание и смена изображений перегружает и без того еще незрелую нервную систему ребенка.
  • Неестественная поза может сформировать неправильную осанку, и, как следствие, привести к серьезным проблемам со здоровьем.
  • При частом просмотре мультфильмов или игр формируется «клиповое» мышление, что негативно влияет на развитие у ребенка связной контекстной речи и понимания причинно-следственных связей.

Нарушение сенсорных систем

Если к известным пяти чувствам человека, таким как: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание добавить еще чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), то мы получим систему, которая «питает» мозг нужными знаниями, без которых нельзя адекватно оценить ситуацию. Но если, по каким-то причинам мозг не получает достаточное количество информации и не может правильно ее определить, это приводит к проблемам в речи в частности, и в развитии личности в целом.

К таким нарушениям относится малоподвижный образ жизни. Чтобы заговорить, ребенок должен очень много двигаться. Моторное развитие — фундамент для развития речевого. Во время движения в мозге формируются нейронные связи. Современные девайсы созданы для упрощения жизни, но не всегда полезны и даже безобидны. Например, семимесячному ребенку важно много ползать, а если его сажают в манеж, нужного пространства ему уже не остается. Более старших детей редко или совсем не выводят на прогулки, и они лишены дворовых развивающих игр.

С нарушением сенсорных систем работает молодая наука нейропсихология. Читайте, кто такой нейропсихолог и в каких случаях он может помочь.

Слуховое восприятие ребенка

Отдельно хотим выделить именно слух. Слуховая система — одна из важнейших анализаторных систем. Именно она решающе влияет на то, как возникнет и будет функционировать устная и письменная речи. Она состоит из слухового внимания и речеслуховой памяти. Без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. К главным причинам нарушения восприятия слуховой системы можно отнести как серьезные патологии, такие как: генетическая предрасположенность, хронические и частые респираторные заболевания носоглотки, и, как следствие, аденоидиты и отиты, различные травмы, так и банальное нарушение гигиены — серные пробки в слуховых проходах и чрезмерно длительное воздействие шума, например, громкой музыки.

Для того, чтобы ребенок научился правильно и четко говорить, хорошо ориентировался в пространстве и понимал речь, необходимо целенаправленно развивать слуховое восприятие с раннего детства, внимательно относиться к здоровью малыша, общаться с ребенком, играть, поощрять и, главное, любить.

Родительская гиперопека

Также приводит к недостатку сенсорной стимуляции. Сюда относится слишком долгое кормление измельченной пищей из страха, что ребенок подавится. Из-за этого челюстно-лицевой аппарат может развиваться не совсем правильно. Часто родители постоянно удерживают ребенка около себя, лишают его самостоятельности и права ошибаться, эмпирическим путем исследовать окружающий мир, из-за чего ребенок развивается по искаженному пути. Этим они формируют у ребенка инфантильный, невротический тип личности. Такого ребенка понимают с одного взгляда, тем самым, не поощряя и не стимулируя его речь.

Нет коммуникации

Всё же решающую роль в психическом и речевом развитии детей несет общение. В процессе общения ребенок не только пассивно усваивает речевые модели взрослого, а активно овладевает системой языка и её закономерностями. А что мы видим в современном мире!? Родители стали меньше общаться со своими детьми. Взрослые игнорируют вопросы ребенка, не принимают участие в его играх. Есть родители, которые не проявляют эмоций в общении с ребенком, не хвалят и не поддерживают его. Сейчас редко дети ходят друг к другу в гости, тревожные родители запрещают им общаться с другими детьми на площадках, в парках. Конечно, ребенок, у которого страдает эмоциональный интеллект, обычно замыкается в себе или выбирает деструктивное поведение, что приводит к нарушению коммуникативной функции и становления полноценной личности.

________________________

Ежедневные неграмотные действия, невнимательность или игнорирование потребностей ребенка приводят к тому, что фундамент для речевого развития не выстраивается так, как должен. И, по какой причине нормы советской эпохи сильно разнятся с настоящими, остается решать каждому взрослому. Ведь развитие речи — это сложный процесс, на который влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних.

Если, при воспитании ребенка, мы возьмем на вооружение базовые принципы советской школы: дисциплину, системность и гуманность, помножим на понимание уникальных индивидуальных качеств каждого ребенка, поддержку и любовь, то получим ключ к успешному развитию речи и навыков общения.

Все больше учебных заведений сейчас выступают за индивидуальный подход в образовании и воспитании детей, и школа «Классный проект» — не исключение.

Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать подробнее о том, как устроена наша школа.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)