Билингвальные летние смены для детей 6-10 лет

Подробнее
Как эмоционально поддержать ребенка в процессе школьной жизни?

Как понять, что ребенку необходима помощь в процессе обучения?

Учеба в школе — сложный и долгий путь, который состоит из связанных между собой этапов. Упущения в одном из них влияют на другие, и небольшая проблема со временем, как снежный ком, может перерасти в серьезную трудность.

В процессе обучения ребенку нужна как поддержка родителей, так и самостоятельность и свобода. Как найти баланс и понять, где необходима помощь ребенку, а в каком случае он справится сам? В статье постараемся найти ответ на этот вопрос, а также дадим рекомендации, как правильно помогать.

Зона ближайшего развития и ее влияние на обучение

Для того, чтобы понять, что ребенку необходима помощь в учебе, важно знать о зоне ближайшего развития. Это понятие ввел психолог Лев Семенович Выготский в 1930-х годах. Оно объясняет связь между обучением и психическим развитием ребенка и является одним из ключевых инструментов обучения.

В концепции Выготского заявлена также зона актуального развития — то, что ребенок умеет делать самостоятельно без поддержки взрослых.

А вот зона ближайшего развития — это задачи, которые ребенок еще не способен выполнить самостоятельно, но может решить с помощью более опытного наставника — родителя, педагога или даже сверстника.

При этом наставник не выполняет задание за ребенка, а создает правильные условия для обучения: объясняет сложные концепции, приводит примеры, дает намеки и подсказки, задает наводящие вопросы, чтобы в итоге ребенок пришел к решению сам.

Например, сначала ребенок строит из конструктора простую башню. Это зона его актуального развития. Родитель показывает ему, как собирать из деталей более сложную модель. Со временем ребенок начинает строить похожие сложные конструкции без помощи взрослого, и эта задача переходит из зоны ближайшего в зону актуального развития.

Роль взрослого здесь — понять, что находится в зоне ближайшего развития, и помочь ребенку именно с этими задачами.

Признаки того, что ребенок справляется сам

Если ребенок справляется с учебным процессом самостоятельно, не стоит вмешиваться. Поговорим о признаках, которые указывают на то, что помощь взрослого ребенку не нужна.

  • Ребенок уверен в своих действиях. Он объясняет, почему решение именно такое, как он пришел к нему и почему в данном задании лучше всего использовать этот способ выполнения.
  • Ребенок анализирует и исправляет ошибки. Проверяя написанный текст, он замечает свои ошибки и рассуждает, как их можно исправить: «Я перепутал правило, сейчас я вспомнил, как оно работает, и теперь знаю, как написать это слово правильно».
  • Ребенок регулярно выполняет задания одинаково качественно, даже если они усложняются. Он получает позитивную обратную связь от преподавателей.
  • Ребенок проявляет инициативу. Он приступает к работе без напоминаний и может самостоятельно организовать время и рабочее место для учебы.
  • Ребенок понимает учебный материал и задает правильные вопросы. Он видит суть заданий и применяет полученные знания в новых ситуациях. Его вопросы о неясных деталях темы конкретны и логичны, например: «Я решил эту задачу, а можно ли решить ее другим способом?»

Признаки того, что ребенку необходима помощь

Есть также признаки того, что ребенку необходима помощь в обучении. Рекомендуем обратить внимание, если заметите следующие изменения в поведении и результатах.

  • Ребенок не может объяснить, что делает, выполняет задания механически или делает однотипные ошибки. Он часто говорит: «Я ничего не понимаю», «У меня не получится».
  • Ребенок не хочет учиться. Он теряет интерес к учебе, откладывает выполнение задания или вовсе игнорирует его, выглядит апатичным и не увлеченным.
  • Ребенок выполняет задания намного дольше, чем обычно. То, что он должен сделать в среднем за 20 минут, растягивается на час. Его внимание рассеяно, он легко отвлекается, а вот сосредоточиться ему трудно.
  • Ребенок реагирует на учебу излишне эмоционально. Он злится, плачет или раздражается, когда задание кажется ему сложным. Также он может сильно переживать перед проверочной или контрольной работой по предмету.
  • Ребенок слишком часто просит помощи, даже если задание соответствует его уровню знаний. При этом он даже не пытается справиться самостоятельно.
  • Ребенок регулярно выглядит уставшим, жалуется на физическое состояние — головную боль, сонливость, даже отсутствие аппетита.

Подобные признаки должны насторожить взрослых.

Как помочь? Роль взрослых

Если вы видите, что ребенку необходима помощь в обучении, старайтесь соблюдать баланс: поддерживайте и помогайте, но не уходите при этом в гиперопеку.

  • Будьте наставником, а не контролером. Не давите на ребенка и общайтесь с ним бережно. О том, как поддержать ребенка, мы писали ранее в блоге.
  • Научите ребенка обращаться за помощью. Объясните, что просить помощи, когда она действительно нужна — нормально.
  • Не вмешивайтесь раньше времени. Дайте ребенку время на самостоятельное решение. Задавайте наводящие вопросы, например, «Как ты думаешь, если сделать вот так, что получится?»
  • Постепенно снижайте объем помощи. Сначала вы объясняете, затем подсказываете с помощью наводящего вопроса, и со временем ребенок перейдет к полностью самостоятельному решению.

Трудности в учебе — естественная ситуация, через которую проходят все дети. Любовь, поддержка и правильный подход взрослого при этом помогает справиться с этими трудностями.

В школе «Классный Проект» нам важно, чтобы каждый наш ученик испытывал состояние успеха в обучении, поэтому наши педагоги всегда готовы прийти на помощь, если дети в этом нуждаются.

Приходите на экскурсию, если хотите узнать о нашей школе больше.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва,
м. Дмитровская