Дополнительный набор в 0-4 классы.

Записаться

Нарушение когнитивных функций у детей

Когнитивные функции человека — это способность понимать, усваивать и перерабатывать входящую информацию. Когнитивные функции — это память, речь, внимание, способность к обучению, сконцентрированность, логическое мышление, зрительное восприятие, планирование, умение принимать решения и многое другое.

Нарушение или недостаточная сформированность когнитивных функций у детей ведет к трудностям с поведением и обучением. По данным исследования НИИ Педиатрии и охраны здоровья детей такие нарушения у школьников встречаются в 10-15% случаев.

В статье расскажем, что приводит к когнитивным нарушениям, как не пропустить их, и что делать, чтобы их скорректировать.

Причины нарушения когнитивных функций у детей

К нарушениям когнитивных функций у детей приводят:

  • генетические факторы;
  • преждевременные или осложненные роды, в том числе родовые травмы, гипоксия;
  • инфекции;
  • нехватка определенных витаминов в раннем возрасте;
  • травмы головы.

Как понять, что есть нарушения когнитивных функций в раннем возрасте

На когнитивные трудности может указывать ряд признаков, которые можно отследить, зная основные этапы развития ребенка.

  • Задержка моторного развития. Если ребенок перевернулся, сел, пошел позже, чем его сверстники, если он совсем не ползал, иногда это может быть признаком сложностей с функционалом в будущем .
  • Неуместность эмоциональных реакций. Уже с первых месяцев жизни дети демонстрируют эмоции — радуются маме и папе, оживляются при виде любимой игрушки. Если эмоции отсутствуют или не соответствуют ситуации, обратите на это внимание.
  • Проблемы в речи. О задержке речевого развития у детей рассказывали подробнее в блоге.
  • Нарушения мелкой и крупной моторики. Крупная моторика — это то, как ребенок удерживает погремушку, затем ложку. Мелкая моторика — получается ли у него лепить из пластилина, вырезать, собирать пазлы.
  • Непонимание обращенной речи, инструкций, правил игры.
  • Сложности с ориентацией в пространстве. В этом случае ребенок не понимает, где лево, а где право, какой предмет находится ближе, а какой — дальше, выше или ниже.
  • Неумение строить связное высказывание. Это касается возраста, когда дети уже умеют говорить.

На эти признаки родителям стоит обратить внимание. Но только специалист подтвердит, действительно ли есть повод для беспокойства.

Что делать при нарушении когнитивных функций у детей

Когнитивные нарушения могут проявляться эпизодически. Их часто воспринимают как избалованность или педагогическую запущенность. Если есть подозрение, что проблема все же не в воспитании, стоит показать ребенка неврологу и нейропсихологу. Специалист проведет обследование, составит план дальнейших действий и при необходимости назначит курс коррекционных занятий.

Дома тоже важно работать над развитием когнитивных функций у детей. Предлагаем несколько простых занятий, которые помогут улучшить ситуацию:

  1. Играйте с малышами в пальчиковые игры. Пусть они сортируют фасоль, горох и пуговицы по разным баночкам, переливают воду из одного стакана в другой — так тренируется мелкая моторика.
  2. Ищите отличия в похожих картинках. Со временем усложняйте задание, ограничивая время или соревнуясь, кто найдет отличия быстрее.
  3. Собирайте пазлы и решайте головоломки.
  4. Прочитав книгу, обсуждайте ее. Попросите ребенка пересказать сюжет, обсудите поступки героев, предложите порассуждать, почему они поступают именно так.
  5. Читайте книги об эмоциях и учите ребенка распознавать их. Это нужно для развития эмоционального интеллекта.
  6. Предлагайте сочинить собственный рассказ.
  7. Для развития памяти полезно учить иностранные языки. В школе «Классный Проект» организована билингвальная среда. Обучение сразу на двух языках развивает мышление и вербальные способности.
  8. Просите ребенка считать в уме.

Детям с когнитивными трудностями важна и психолого-педагогическая поддержка. В школе «Классный Проект» такую поддержку осуществляют педагоги и, в частности, нейропсихолог. Это специалист, который определяет развитие способностей детей и проводит занятия по нейрокоррекции.

Всесторонняя поддержка — от семьи, педагогов и врачей — позволяет ребенку с нарушением когнитивных функций развиваться гармонично и правильно.

Если хотите узнать больше о том, как устроена наша школа, запишитесь на экскурсию в форме ниже.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)