День открытых дверей 28.09

Узнать подробности и записаться

Научиться читать с нуля. Что нужно в нулевом классе, чтобы подготовить ребенка к чтению?

Умение читать открывает ребенку целый мир знаний и возможностей, но путь к нему начинается еще до того, как малыш научится распознавать буквы. От того, насколько грамотно организован процесс подготовки к чтению, зависят скорость и качество дальнейшего развития этого навыка. При правильном подходе ребенок не только научится читать, но и полюбит этот процесс.

Логопед школы «Классный Проект» Киль Лариса Владимировна рассказала, что не так с ранним обучением чтению дошкольников, как создать условия, которые помогут ребенку научиться читать с нуля, и как создает их наша школа в подготовительном классе.

Раннее обучение чтению: за или против?

В обществе сформировался запрос на обучение чтению в дошкольном возрасте. Ведь кажется, что первокласснику, который пришел в школу читающим, будет легче учиться. Но за ранним обучением чтению скрывается проблема. Происходит нарушение необходимой последовательности действий в освоении навыка чтения.

Сначала необходима подготовка к овладению чтением, и только затем само обучение. Ведь чтение — это сложный процесс с точки зрения как психики, так и физиологии. Он требует согласованной работы нескольких анализаторных систем: зрительной, речедвигательной и речеслуховой, поэтому овладение полноценным чтением невозможно без создания прочной основы, на которой строится этот навык.

Что действительно важно, чтобы научиться читать с нуля?

Отечественные и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что главную роль в обучении чтению ребенка играет фонематическое развитие. Оно указывает на то, как ребенок осваивает звуки речи в их функциональном аспекте, различает ли он смысл. Важно, чтобы у ребенка были достаточно развиты фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления.

Эту идею разделял советский психолог и педагог Д. Б. Эльконин. Образовательная система школы «Классный Проект» основана на методике Эльконина-Давыдова. О ней мы подробно рассказывали ранее в блоге.

Модель Эльконина общепризнана в российской методике обучения чтению. В ней главную роль автор отводит умению ребенка ориентироваться в звуковой системе языка, но при этом подчеркивает, что значение слова находится в центре внимания с первых дней обучения. То есть у ребенка, который готовится к чтению, должен быть достаточный словарный запас.

Однако современные исследователи и дефектологи связывают бедность словарного запаса у ребенка с недоразвитием фонетико-фонематического компонента. Если ребенок не понимает значения слов, он искажает их звуковую структуру — пропускает звуки, меняет местами или заменяет на другие. Именно поэтому в подготовительном классе нашей школы мы уделяем особое внимание развитию у ребенка речевого восприятия, закладываем фундамент для будущего звукового анализа слов, развиваем слуховое внимание, увеличиваем объем слухоречевой памяти. И обогащаем словарный запас ребенка, прорабатываем значения слов в контексте.

Эта профилактическая работа принесет пользу только в том случае, если ребенок уже владеет навыками, которые мы перечислим ниже. Если заметили хотя бы одно несоответствие, не теряйте времени и обратитесь к специалисту.

На что обратить внимание родителям?

Чтобы помочь ребенку научиться читать с нуля, проверьте следующие критерии.

  1. Как хорошо ребенок слышит и различает звуки окружающего мира. Может ли определить источник звука в пространстве? Выявляет нужный звук в слове и определяет его место? Умеет ли внимательно и спокойно прослушать сказку, рассказ или сообщение? Может ли повторить, пересказать содержание, ответить на вопросы?
  2. Если у ребенка есть нарушения звукопроизношения, займитесь коррекцией. Обратитесь к логопеду, и специалист поможет вам составить программу занятий.
  3. Проверьте, усвоил ли ребенок базовые грамматические правила родного языка и достаточный ли у него словарный запас.
  4. Оцените развитие логического мышления. Благодаря ему ребенок устанавливает причинно-следственные связи, моделирует и решает математические задачи и понимает сложные инструкции.

Исследователи психологической структуры процесса овладения чтением установили, что в его основе лежит развитие зрительного восприятия, а также пространственных представлений. Чтобы научиться читать с нуля, ребенку важно:

  • ориентироваться в окружающем пространстве и управлять своим телом;
  • правильно употреблять предлоги;
  • понимать сложные грамматические конструкции;
  • согласовывать слова в предложении;
  • чувствовать ритм и время;
  • развивать математические способности.


Удивительно, но чтобы научиться читать с нуля — идентифицировать буквы, устанавливать связи между звуком и буквой, грамотно строить фразы и предложения, понимать прочитанное, — необходимо развивать и социальные навыки. Осознанность, самостоятельность, ответственность ребенка помогут преодолеть сложные, но интересные этапы взросления.

Программа подготовительного класса школы «Классный Проект» направлена на то, чтобы мягко подготовить ребенка к адаптации в первом классе и скорректировать навыки, которые в силу тех или иных причин у ребенка недостаточно развиты. Сплоченная команда педагогов, включая психолога, нейропсихолога и логопеда, работает над этим, а также дает простые и понятные рекомендации родителям наших учеников.

Приходите на экскурсию в «Классный Проект», чтобы узнать о нашей школе больше. Записаться можно в форме ниже.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)