Научиться читать с нуля. Что нужно в нулевом классе, чтобы подготовить ребенка к чтению?
15 августа 2024
Умение читать открывает ребенку целый мир знаний и возможностей, но путь к нему начинается еще до того, как малыш научится распознавать буквы. От того, насколько грамотно организован процесс подготовки к чтению, зависят скорость и качество дальнейшего развития этого навыка. При правильном подходе ребенок не только научится читать, но и полюбит этот процесс.
Логопед школы «Классный Проект» Киль Лариса Владимировна рассказала, что не так с ранним обучением чтению дошкольников, как создать условия, которые помогут ребенку научиться читать с нуля, и как создает их наша школа в подготовительном классе.
Раннее обучение чтению: за или против?
В обществе сформировался запрос на обучение чтению в дошкольном возрасте. Ведь кажется, что первокласснику, который пришел в школу читающим, будет легче учиться. Но за ранним обучением чтению скрывается проблема. Происходит нарушение необходимой последовательности действий в освоении навыка чтения.
Сначала необходима подготовка к овладению чтением, и только затем само обучение. Ведь чтение — это сложный процесс с точки зрения как психики, так и физиологии. Он требует согласованной работы нескольких анализаторных систем: зрительной, речедвигательной и речеслуховой, поэтому овладение полноценным чтением невозможно без создания прочной основы, на которой строится этот навык.
Что действительно важно, чтобы научиться читать с нуля?
Отечественные и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что главную роль в обучении чтению ребенка играет фонематическое развитие. Оно указывает на то, как ребенок осваивает звуки речи в их функциональном аспекте, различает ли он смысл. Важно, чтобы у ребенка были достаточно развиты фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления.
Эту идею разделял советский психолог и педагог Д. Б. Эльконин. Образовательная система школы «Классный Проект» основана на методике Эльконина-Давыдова. О ней мы подробно рассказывали ранее в блоге.
Модель Эльконина общепризнана в российской методике обучения чтению. В ней главную роль автор отводит умению ребенка ориентироваться в звуковой системе языка, но при этом подчеркивает, что значение слова находится в центре внимания с первых дней обучения. То есть у ребенка, который готовится к чтению, должен быть достаточный словарный запас.
Однако современные исследователи и дефектологи связывают бедность словарного запаса у ребенка с недоразвитием фонетико-фонематического компонента. Если ребенок не понимает значения слов, он искажает их звуковую структуру — пропускает звуки, меняет местами или заменяет на другие. Именно поэтому в подготовительном классе нашей школы мы уделяем особое внимание развитию у ребенка речевого восприятия, закладываем фундамент для будущего звукового анализа слов, развиваем слуховое внимание, увеличиваем объем слухоречевой памяти. И обогащаем словарный запас ребенка, прорабатываем значения слов в контексте.
Эта профилактическая работа принесет пользу только в том случае, если ребенок уже владеет навыками, которые мы перечислим ниже. Если заметили хотя бы одно несоответствие, не теряйте времени и обратитесь к специалисту.
На что обратить внимание родителям?
Чтобы помочь ребенку научиться читать с нуля, проверьте следующие критерии.
- Как хорошо ребенок слышит и различает звуки окружающего мира. Может ли определить источник звука в пространстве? Выявляет нужный звук в слове и определяет его место? Умеет ли внимательно и спокойно прослушать сказку, рассказ или сообщение? Может ли повторить, пересказать содержание, ответить на вопросы?
- Если у ребенка есть нарушения звукопроизношения, займитесь коррекцией. Обратитесь к логопеду, и специалист поможет вам составить программу занятий.
- Проверьте, усвоил ли ребенок базовые грамматические правила родного языка и достаточный ли у него словарный запас.
- Оцените развитие логического мышления. Благодаря ему ребенок устанавливает причинно-следственные связи, моделирует и решает математические задачи и понимает сложные инструкции.
Исследователи психологической структуры процесса овладения чтением установили, что в его основе лежит развитие зрительного восприятия, а также пространственных представлений. Чтобы научиться читать с нуля, ребенку важно:
- ориентироваться в окружающем пространстве и управлять своим телом;
- правильно употреблять предлоги;
- понимать сложные грамматические конструкции;
- согласовывать слова в предложении;
- чувствовать ритм и время;
- развивать математические способности.
Удивительно, но чтобы научиться читать с нуля — идентифицировать буквы, устанавливать связи между звуком и буквой, грамотно строить фразы и предложения, понимать прочитанное, — необходимо развивать и социальные навыки. Осознанность, самостоятельность, ответственность ребенка помогут преодолеть сложные, но интересные этапы взросления.
Программа подготовительного класса школы «Классный Проект» направлена на то, чтобы мягко подготовить ребенка к адаптации в первом классе и скорректировать навыки, которые в силу тех или иных причин у ребенка недостаточно развиты. Сплоченная команда педагогов, включая психолога, нейропсихолога и логопеда, работает над этим, а также дает простые и понятные рекомендации родителям наших учеников.
Приходите на экскурсию в «Классный Проект», чтобы узнать о нашей школе больше. Записаться можно в форме ниже.