Ребенок отбирает игрушки. Как правильно реагировать родителям?
8 октября 2024
Детские конфликты из-за игрушек — явление нередкое, особенно в семьях с дошкольниками. Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок становится инициатором таких споров, отбирая игрушки у других детей как на прогулках, так и в детском саду.
В этой статье мы разберем причины такого поведения и предложим родителям стратегии для его коррекции.
Почему ребенок отбирает игрушки?
С точки зрения детской психологии, нежелание делиться или стремление отобрать игрушку может быть вызвано несколькими факторами.
- Возрастные особенности. До 3-4 лет у детей еще только формируется понимание того, что окружающие — отдельные личности со своими собственными мыслями, чувствами и желаниями. Игрушка в восприятии ребенка становится как бы продолжением его самого, даже если она находится в общей игровой зоне детского сада. А если другие дети возьмут эту игрушку, малыш воспримет это как посягательство на его личную вещь.
- Проблемы с коммуникацией. У детей дошкольного возраста часто возникают сложности в общении со сверстниками из-за недостаточно развитых навыков коммуникации. Они отбирают игрушки у других детей, потому что не знают, как иначе выразить свое желание поиграть с ними и как попросить разрешения. В силу возраста, у малышей еще не полностью развиты эмпатия и эмоциональный интеллект. Они не понимают, что их действия могут быть обидными для окружающих.
- Борьба за внимание и контроль. В дошкольном периоде дети активно познают мир и стремятся влиять на окружающее пространство. Отбирание игрушек — один из способов добиться этого. Таким образом малыши привлекают внимание взрослых, сверстников, а также проверяют границы дозволенного и утверждают свою позицию в группе. Это естественный процесс в их социальном и эмоциональном развитии на данном возрастном этапе.
- Стресс и переутомление. Когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, например, при адаптации к детскому саду, он может испытывать стресс и переутомление, быть раздражительным и, в том числе, отбирать игрушки. Адаптация к новым условиям неизбежно сопровождается стрессом, поэтому важно отнестись к этому вопросу с особым вниманием и не торопить события. Ранее в блоге мы рассказывали, что делать, если есть трудности с адаптацией и ребенок не хочет идти в сад.
- Недостаток опыта. Социальные навыки, как и любые другие, требуют практики. Дети познают мир и учатся взаимодействовать через игру и общение со сверстниками. Если ограничен опыт такого взаимодействия, ребенок отбирает игрушки у других детей просто потому, что ещё не освоил других способов справляться с возникающими эмоциями. Он ещё не знает, как выразить свои желания или отреагировать на фрустрацию конструктивно.
Как вести себя родителям? 7 советов
Период, когда ребенок отбирает игрушки у других детей — распространенное явление в раннем детстве, часть нормального развития. Но нельзя оставлять ситуацию без внимания. Любые детские чувства естественны, но не всякое поведение приемлемо. Задача родителей — научить малыша более конструктивным способам взаимодействия.
1. Сохраняйте спокойствие. Реагируйте без крика и агрессии. Страх — неэффективный метод воспитания. Ребёнок не должен бояться вашей реакции, это подрывает доверие.
2. Объясняйте правила. В доступной форме расскажите, почему отбирать игрушки нехорошо, объясните, что можно договариваться и меняться. Используйте наглядные примеры, сюжеты из сказок. Создайте семейные правила, которым будете следовать и вы, и ребёнок.
3. Очерчивайте границы. Разъясните понятие чужой собственности и почему необходимо спрашивать разрешения. Научите ребенка вежливым фразам: «Можно мне, пожалуйста?», «Хочешь поменяться игрушками?»
4. Не игнорируйте проблему. Не ждите, что все пройдет само. Разговаривайте с ребенком, объясняйте недопустимость такого поведения и предлагайте альтернативы.
5. Поощряйте позитивное поведение. Хвалите малыша за проявление желания делиться, за совместную игру и умение договариваться. Ваша поддержка для детей бесценна.
6. Будьте примером. Дети копируют поведение взрослых. Демонстрируйте на собственном примере, как важно делиться, уступать и находить компромиссы.
7. Обращайтесь за помощью. Если ситуация не меняется, проконсультируйтесь с воспитателем или детским психологом. Они помогут разобраться в причинах поведения и дадут рекомендации.
Еще несколько советов:
- Не принуждайте ребёнка делиться силой. Это вызывает сопротивление и негатив.
- Избегайте ярлыков («жадина», «эгоист»).
- Будьте терпеливы. Процесс обучения требует времени.
Каждый ребёнок развивается в своем темпе. Проявляйте терпение и поддержку, и ваш малыш постепенно научится уважать чужие границы.
Совместная работа родителей и педагогов дает лучшие результаты. В детском саду «Классный Проект» воспитатели, нейропсихолог и психолог работают в команде, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, а также всегда находятся на связи с родителями. Приглашаем вас на экскурсию, чтобы познакомиться с нашим садиком поближе!