Изучаем естественные науки вместе с Sciencely

Подробнее
Как эмоционально поддержать ребенка в процессе школьной жизни?

Ребенок отбирает игрушки. Как правильно реагировать родителям?

Детские конфликты из-за игрушек — явление нередкое, особенно в семьях с дошкольниками. Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок становится инициатором таких споров, отбирая игрушки у других детей как на прогулках, так и в детском саду.

В этой статье мы разберем причины такого поведения и предложим родителям стратегии для его коррекции.

Почему ребенок отбирает игрушки?

С точки зрения детской психологии, нежелание делиться или стремление отобрать игрушку может быть вызвано несколькими факторами.

  1. Возрастные особенности. До 3-4 лет у детей еще только формируется понимание того, что окружающие — отдельные личности со своими собственными мыслями, чувствами и желаниями. Игрушка в восприятии ребенка становится как бы продолжением его самого, даже если она находится в общей игровой зоне детского сада. А если другие дети возьмут эту игрушку, малыш воспримет это как посягательство на его личную вещь.
  2. Проблемы с коммуникацией. У детей дошкольного возраста часто возникают сложности в общении со сверстниками из-за недостаточно развитых навыков коммуникации. Они отбирают игрушки у других детей, потому что не знают, как иначе выразить свое желание поиграть с ними и как попросить разрешения. В силу возраста, у малышей еще не полностью развиты эмпатия и эмоциональный интеллект. Они не понимают, что их действия могут быть обидными для окружающих.
  3. Борьба за внимание и контроль. В дошкольном периоде дети активно познают мир и стремятся влиять на окружающее пространство. Отбирание игрушек — один из способов добиться этого. Таким образом малыши привлекают внимание взрослых, сверстников, а также проверяют границы дозволенного и утверждают свою позицию в группе. Это естественный процесс в их социальном и эмоциональном развитии на данном возрастном этапе.
  4. Стресс и переутомление. Когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, например, при адаптации к детскому саду, он может испытывать стресс и переутомление, быть раздражительным и, в том числе, отбирать игрушки. Адаптация к новым условиям неизбежно сопровождается стрессом, поэтому важно отнестись к этому вопросу с особым вниманием и не торопить события. Ранее в блоге мы рассказывали, что делать, если есть трудности с адаптацией и ребенок не хочет идти в сад.
  5. Недостаток опыта. Социальные навыки, как и любые другие, требуют практики. Дети познают мир и учатся взаимодействовать через игру и общение со сверстниками. Если ограничен опыт такого взаимодействия, ребенок отбирает игрушки у других детей просто потому, что ещё не освоил других способов справляться с возникающими эмоциями. Он ещё не знает, как выразить свои желания или отреагировать на фрустрацию конструктивно.

Как вести себя родителям? 7 советов

Период, когда ребенок отбирает игрушки у других детей — распространенное явление в раннем детстве, часть нормального развития. Но нельзя оставлять ситуацию без внимания. Любые детские чувства естественны, но не всякое поведение приемлемо. Задача родителей — научить малыша более конструктивным способам взаимодействия.

1. Сохраняйте спокойствие. Реагируйте без крика и агрессии. Страх — неэффективный метод воспитания. Ребёнок не должен бояться вашей реакции, это подрывает доверие.

2. Объясняйте правила. В доступной форме расскажите, почему отбирать игрушки нехорошо, объясните, что можно договариваться и меняться. Используйте наглядные примеры, сюжеты из сказок. Создайте семейные правила, которым будете следовать и вы, и ребёнок.

3. Очерчивайте границы. Разъясните понятие чужой собственности и почему необходимо спрашивать разрешения. Научите ребенка вежливым фразам: «Можно мне, пожалуйста?», «Хочешь поменяться игрушками?»

4. Не игнорируйте проблему. Не ждите, что все пройдет само. Разговаривайте с ребенком, объясняйте недопустимость такого поведения и предлагайте альтернативы.

5. Поощряйте позитивное поведение. Хвалите малыша за проявление желания делиться, за совместную игру и умение договариваться. Ваша поддержка для детей бесценна.

6. Будьте примером. Дети копируют поведение взрослых. Демонстрируйте на собственном примере, как важно делиться, уступать и находить компромиссы.

7. Обращайтесь за помощью. Если ситуация не меняется, проконсультируйтесь с воспитателем или детским психологом. Они помогут разобраться в причинах поведения и дадут рекомендации.


Еще несколько советов:

  • Не принуждайте ребёнка делиться силой. Это вызывает сопротивление и негатив.
  • Избегайте ярлыков («жадина», «эгоист»).
  • Будьте терпеливы. Процесс обучения требует времени.

Каждый ребёнок развивается в своем темпе. Проявляйте терпение и поддержку, и ваш малыш постепенно научится уважать чужие границы.

Совместная работа родителей и педагогов дает лучшие результаты. В детском саду «Классный Проект» воспитатели, нейропсихолог и психолог работают в команде, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, а также всегда находятся на связи с родителями. Приглашаем вас на экскурсию, чтобы познакомиться с нашим садиком поближе!

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)