Билингвальные летние смены для детей 6-10 лет

Подробнее
Как эмоционально поддержать ребенка в процессе школьной жизни?

Общение без критики: как слушать и слышать ребенка

«Посмотри, все дети спокойно сидят, а ты носишься и шумишь». «Почему опять такой неаккуратный почерк? В тетради сплошная грязь». «Никогда не уберешь тарелку со стола, да что же это такое?!»

Многим из нас знакомы эти фразы с детства, а кто-то в порыве эмоций говорил подобное своим детям. Если да, то результат едва ли был тем, который предполагался. Возможно ли воспитание без критики? В статье расскажем, как не критиковать ребенка и как правильно выстроить общение с ним, сохраняя доверительные отношения.

Чем плоха критика?

Критика — это выражение неодобрения, оценки чьих-то действий, поступков, работы или качеств. В самом начале статьи мы привели примеры деструктивной критики. Это негативные высказывания, которые не предлагают решения, а только подчеркивают недостатки.

Деструктивная критика:

  • содержит обобщения («Ты никогда…», «Ты всегда…»);
  • говорит о личности, а не о действиях;
  • не учитывает чувства и эмоции человека.

Подобные критические высказывания, даже если звучат из лучших побуждений, влияют на самооценку ребенка, вызывают чувство вины, стыда или гнева. Вместо того чтобы исправить поведение, ребенок защищается или замыкается в себе.

Деструктивная критика разрушает доверие. Ребенок перестает видеть в родителе союзника и начинает воспринимать его как судью. В общении с детьми важно избегать такой критики и стремиться к тому, чтобы замечания были полезными, поддерживающими и уважительными.

Есть ли альтернатива критике?

Возникает вопрос: как не критиковать ребенка совсем? Ведь нужно давать ему обратную связь, помогать избежать повторения ошибок, мотивировать на рост и развитие.

В школе «Классный Проект» мы практикуем развивающее обучение, цель которого — научить ребенка самооцениванию и глубокому анализу собственных действий. Для этого мы уходим от критики в сторону конструктивной обратной связи, не затрагивающей личности ребенка.

Такая обратная связь направлена на улучшение, помощь или развитие. Она состоит из конкретных замечаний, предложений и рекомендаций, которые помогают ребенку понять, что и как можно сделать лучше.

Что дает обратная связь

  • Развитие навыков и способностей. Обратная связь, поданная в поддерживающей форме, мотивирует ребенка работать над собой. Анализируя вместе с ним его действия, вы учите ребенка оценивать собственную работу и полученный результат — что получилось, а что нет? Что можно улучшить и как это сделать? Со временем вы увидите, как ребенок начинает проявлять все больше самостоятельности и замечать ошибки и недочеты без всякой критики.
  • Формирование критического мышления. Обратная связь учит ребенка анализировать свои действия и их последствия. Это важно для развития самостоятельности и умения принимать решения.
  • Развитие уверенности в себе. Обратная связь, в отличие от критики, не унижает, а поддерживает. Когда ребенок видит, что его ошибки — это не катастрофа, а возможность научиться новому, он становится более уверенным в своих силах.
  • Укрепление доверия между ребенком и взрослым. Если замечание подается с уважением и заботой, ребенок чувствует, что его понимают и поддерживают, и становится более открытым к диалогу.
  • Развитие эмоционального интеллекта. Когда взрослые объясняют, как слова или действия влияют на других, ребенок учится понимать чувства окружающих. Это важный шаг в развитии эмпатии и эмоционального интеллекта.

Как использовать обратную связь

Теперь, когда вы знаете, как не критиковать ребенка, давайте поговорим о том, как правильно использовать обратную связь.

  • Будьте конкретны. Говорите о конкретных действия, а не о личности. Вместо «Ты всегда такой невнимательный» скажите «Ты забыл сделать вот это упражнение».
  • Используйте «Я-сообщения». В этом случае у ребенка не возникнет ощущение, что его обвиняют. «Я расстраиваюсь, когда вижу разбросанные игрушки, потому что кто-то может наступить на них и сломать или споткнуться и упасть».
  • Соблюдайте принципы активного слушания. Это способ показать ребенку, что его слова и чувства важны для вас. Активное слушание включает в себя повторение («Да, я понимаю, что ты слишком устал, чтобы собрать рюкзак на завтра»), уточнение («Я правильно поняла, что ты злишься, что мы рано ушли домой?») и отражение эмоций («Я вижу, как ты расстроился. Это действительно неприятно»).
  • Предлагайте решения. Не просто указывайте на ошибку, но и объясняйте, как ее исправить. Например, «Давай вместе подумаем, что можно сделать, чтобы в следующий раз не опоздать».
  • Поддерживайте и хвалите за усилия. Замечайте сильные стороны ребенка и его усилия. «Ты отлично справился с первой частью задания, давай теперь разберем вторую». О том, как хвалить ребенка, мы писали ранее в блоге.
  • Выбирайте правильный момент. Обратная связь будет эффективной, если она высказана в спокойной обстановке, а не в момент эмоционального. напряжения. Если чувствуете, что вот-вот уйдете в деструктивную критику, возьмите паузу.

Зная, как не критиковать ребенка, вы выстроите близкие и доверительные отношения с ним. А это и есть самое главное в семье. Одна из ключевых потребностей ребенка — знать, что его слышат и понимают.

В школе «Классный Проект» мы опираемся на эту ценность. Вся наша образовательная система об этом — не критиковать, а дать обратную связь, показать верное направление, чтобы каждый ученик чувствовал себя способным, уверенным и успешным.

Если хотите знать больше о нашей школе, запишитесь на экскурсию в форме ниже.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва,
м. Дмитровская