Вакантные места в 1-4 класс

Узнать подробности

Сензитивный период — это ключ к правильному развитию ребенка

Годовалый малыш увлеченно собирает пирамидку и возится с крупинками риса, двухлетка ревностно следит, чтобы бабушка случайно не попила из маминой чашки, а после трех лет инстинктивно стремится к общению со сверстниками. Все это происходит не случайно.

В определенные периоды жизни ребенок способен легко развивать те или иные навыки. Такие периоды психолог Лев Выготский и педагог Мария Монтессори назвали «сензитивными».

Сензитивный период — это временной интервал в развитии ребенка, когда он очень восприимчив и заинтересован окружающим миром. В это время открывается окно возможностей для развития ребенка, когда обучение дается ему легче.

В этой статье поговорим о сензитивных периодах развития ребенка от рождения до 6 лет и расскажем, как использовать эти периоды с пользой.

Сензитивные периоды в теории Льва Выготского

По теории психолога и педагога Льва Выготского, ребенок растет и учится в культурном контексте, который влияет на его мышление, восприятие и поведение. Язык играет центральную роль в этой теории, как основной инструмент передачи знаний и культуры от поколения к поколению. О том, как развивается речь ребенка, рассказывали в блоге ранее.

Выготский считал, что ребенок осваивает новые навыки быстрее и качественнее в своей зоне ближайшего развития (ЗБР). Зона ближайшего развития — разница между тем, что ребенок способен сделать самостоятельно, и тем, что он может сделать при помощи более компетентного человека — родителя или педагога. Согласно теории, обучение в концепции ЗБР дает оптимальный уровень сложности задач, которые ребенок решает сначала с чьей-то помощью, а потом и без.

Например, в сензитивный период к языку ребенок может выучить несколько слов, но со взрослым освоит больше. Взрослый предлагает новые слова, объясняет значение, показывает, как их использовать. Таким образом, обучение в зоне ближайшего развития позволяет ребенку продвигаться вперед, выходя за пределы того, что он способен сделать сам.

Какие бывают сензитивные периоды

Ниже расскажем о пяти сензитивных периодах.

Сензитивный период к языку (0-6 лет)

Этот период начинается с рождения и продолжается до 6 лет. Младенцы и дети младшего возраста активно поглощают слова и фразы из окружающей их среды. Богатое языковое окружение, включая разговоры, чтение книг и пение песен формирует их речевых навыков.

Например, малыш легко осваивает несколько слов на новом языке, если его окружение активно использует этот язык. Если не использовать речь в общении с малышом до года, возможно, они никогда не сможет заговорить полноценно. Это доказывает существование детей-маугли.

Сензитивный период к движению (0-3 года)

С самого рождения и до трех лет дети проходят через критический этап развития двигательных навыков. В это время они учатся ползать, ходить, бегать и манипулировать предметами.

Безопасное пространство помогает ребенку развивать физическую координацию и силу. Спортивные комплексы и игрушки для активных игр развивают двигательные навыки. Это подходящее время, чтобы знакомить малыша, например, с утренней зарядкой.

Сензитивный период к порядку (2-4 года)

В возрасте от двух до четырех лет дети начинают развивать чувство порядка и структуры. Они становятся чувствительными к упорядочиванию предметов и созданию рутины.

Это время, когда важно вводить простые правила и помогать ребенку создавать порядок в окружающем пространстве. Можно научить ребенка убирать игрушки на место после игры и, таким образом, мягко и естественно внедрить в жизнь ребенка первую домашнюю обязанность.

Сензитивный период к социальным навыкам (3-6 лет)

С трех до шести лет дети развивают социальные навыки. Они учатся взаимодействовать с другими детьми, делиться игрушками и понимать эмоции окружающих.

Ролевые игры и совместные проекты помогают развивать навыки сотрудничества и общения. Групповые занятия в детском саду или игры с друзьями формируют социальные навыки и учат работать в команде.

Сензитивный период к математическим концепциям (4-6 лет)

С четырех до шести лет дети начинают проявлять интерес к числам, формам и размерам. В этот период они способны легко воспринимать базовые математические концепции, такие как счет и сортировка.

Игры с кубиками, пазлами и сортерами подойдут в этот период лучше всего. Сортируя предметы по цвету или размеру, ребенок изучает основные математические понятия.

Как сензитивные периоды влияют на долгосрочное развитие ребенка

Сензитивный период — это то, что закладывает фундамент для будущих успехов ребенка. Ниже расскажем, почему полезно знать и поддерживать сензитивные периоды.

  • Формирование основ для будущих навыков. Сензитивные периоды создают основу для последующих этапов обучения. Успешное освоение языка в раннем возрасте поможет лучшему понимать и использовать язык в школе и в повседневной жизни. Аналогично, развитие двигательных навыков в ранние годы — основа для спортивных достижений и физической активности в будущем.
  • Уверенность и мотивация. Когда дети с легкостью осваивают новые навыки в сензитивные периоды, это повышает их уверенность в себе и мотивацию к дальнейшему обучению. Если ребенок освоит базовые математические концепции в возрасте 4-6 лет, это укрепит его интерес к математике и другим академическим дисциплинам в школьные годы.
  • Социальные и эмоциональные навыки. Поддержка социальных навыков в возрасте 3-6 лет учит детей эффективно взаимодействовать с окружающими, что важно для их будущих отношений и профессиональной жизни. Социальные навыки, такие как сотрудничество и эмпатия, формируются в раннем возрасте и остаются необходимыми на протяжении всей жизни.
  • Умение адаптироваться к изменениям. Понимание сензитивных периодов позволяет родителям и педагогам лучше адаптироваться к изменениям в развитии ребенка. Знание о том, когда и как ребенок наиболее восприимчив к тем или иным видам обучения, помогает быстро реагировать на его потребности и поддерживать его в процессе изменений.

Как поддержать ребенка в сензитивный период

Если вы знаете, как поддержать ребенка в сензитивные периоды, это поможет ему пройти их максимально легко и эффективно. Вот несколько рекомендаций родителям.

  • Создайте безопасную и поддерживающую среду. Обеспечьте ребенку безопасное пространство для исследований и игр. Это включает в себя как физическую безопасность, так и эмоциональную поддержку. Убедитесь, что пространство для игры и обучения стимулирует развитие навыков по текущему сензитивному периоду.
  • Принимайте активное участие. Вовлекайтесь в процессы обучения и игры. Читайте книги с ребенком, играйте в развивающие игры, обсуждайте его интересы и увлечения. Ваше участие поможет ребенку чувствовать поддержку и мотивацию, а еще укрепит доверительные отношения между вами.
  • Наблюдайте и корректируйте подход. Наблюдайте за тем, как ребенок реагирует на различные виды деятельности и обучения. Если вы замечаете, что какой-то метод не работает, не бойтесь поменять подход. Если ребенок не проявляет интереса к одной игре, попробуйте другую.
  • Давайте обратную связь и поощряйте. Предоставляйте ребенку положительную обратную связь и хвалите за достижения. Это укрепит уверенность и смотивирует к дальнейшему развитию. Признание успехов, даже небольших, формирует положительное отношение к учебе и новым задачам.
  • Соблюдайте баланс между свободной игрой и занятиями. Важно поддерживать баланс между свободной игрой и обучением. Свободная игра позволяет ребенку исследовать мир и развивать воображение, в то время как занятия направлены непосредственно на обучение и развитие конкретных навыков.

В школе «Классный Проект» мы уделяем большое внимание сензитивным периодам в детском развитии. Наши педагоги, нейропсихолог и логопед развивают способности каждого ученика в соответствии с ними. Образовательная программа поддерживает такой подход. Если хотите узнать подробнее о том, как устроена наша школа и детский сад, запишитесь на экскурсию в форме ниже.

Подписывайтесь на рассылку

Будем присылать самое интересное раз в 2 недели

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

г. Москва, ул.
Складочная 8, корп.2,
(м. Дмитровская)